Accessibility links

Внутри "Мечты"


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа
Через семь месяцев после прихода к власти далеко не всем ясно, куда "Грузинская мечта" во главе с Бидзиной Иванишвили ведет страну. Но гораздо больше можно сказать о том, как он управляет собственной командой.

Бросающаяся в глаза черта "Мечты" – ее разношерстность. Кажется, что она создана по принципу "каждой твари по паре", конечно же, за исключением "националов", т.е. сторонников предыдущего правительства. В глазах критиков – это плохо: у новых властей нет политической идентичности и определенных ценностей, их ничто не объединяет, кроме ненависти к прежней власти. По мнению сочувствующих, наоборот, именно коалиционный характер "Грузинской мечты" предотвратит или, по крайней мере, смягчит авторитарный уклон, который неминуем, когда в стране доминирует одна политическая сила с одним резко выраженным лидером.

Этим "Мечта" резко отличается от достаточно монолитной команды "Национального движения", но естественно сравнивать ее с правлением Эдуарда Шеварднадзе, который допускал наличие противоборствующих группировок и интересов внутри собственной команды, оставив за собой функцию арбитра. Можно ли ожидать, что Иванишвили будет править в этом же стиле?

Внутри "Мечты"
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:31 0:00
Скачать

В какой-то степени – наверно, да. Интриги и скрытое противоборство при подобной многоголосице неминуемы. На уровне местных властей различные фракции "Мечты" уже грызутся друг с другом вполне открыто. Но всему есть предел. Для Иванишвили очень важно показать, что можно и чего нельзя.

Примером оказался Коба Давиташвили, пока самый строптивый депутат от "Мечты". Недавно он публично обвинил министра здравоохранения Давида Сергеенко в непроведении реформ и лоббировании частных страховых компаний – т.е., по существу, в коррупции. В ответ министр потребовал либо конкретных доказательств, либо извинения, но получил отказ и на то и на другое.

Давиташвили начал парламентскую карьеру при Эдуарде Шеварднадзе как представитель тогдашней правящей партии "Союз граждан Грузии". Тогда он, как и другие представители неформальной группы "молодых реформаторов", тоже публично критиковал министров, т.е. был одновременно и членом проправительственного большинства, и оппозиционером.

Но тогда это было можно, а сейчас – нельзя. Иванишвили – не какой-нибудь там Шеварднадзе, он любит порядок и дисциплину. Премьер рассказал журналистам в Страсбурге, где был с визитом, что сильно поругал Давиташвили по телефону за то, что тот не координировал заявление с командой, т.е. с ним. Мятежный депутат отказался комментировать слова шефа, заметив, что публично не обсуждает свои телефонные разговоры. Это расценили как личный выпад против премьера и стали ждать углубления скандала. Но этого не произошло: премьер организовал встречу между министром и депутатом, после которой последний заявил, что убедился в наличии реформ в области здравоохранения, но ушел от вопроса об извинении. На этом инцидент, видимо, исчерпан.

В принципе, г-н Иванишвили совершенно прав. Дисциплина обязует согласовывать с командой свои публичные действия. В политических объединениях – все равно, называть их "партиями" или "коалициями" – так принято.

Но у "Мечты" своя специфика. Это не просто политическая организация, но предприятие, созданное одним человеком – Бидзиной Иванишвили. Абсолютно все депутаты и министры являются таковыми благодаря его личному решению. Он сам не только хорошо об этом помнит, но и считает необходимым время от времени всем напоминать. Специфика его стиля именно в том, как он публично и демонстративно устанавливает положение в своей политической фирме.

Пару месяцев назад указали на место Ираклию Аласания – премьер лишил его символического сана вице-премьера лишь за то, что в прессу просочились сведения о его амбиции стать президентом. Они именно просочились: он нигде об этом публично не говорил. Но даже упоминание подобных планов в кругу собственной партии, которая является членом правящей коалиции, наказуемо. Кадровые назначения – исключительная прерогатива лидера, и даже обсуждать подобные вопросы без его санкции не положено.

В одном из последних интервью премьер сказал, что уже имеет в голове кандидатуру будущего президента от "Мечты", для демократизма добавив, что может рассмотреть и другие кандидатуры, хотя никто не ставит под сомнение, что решение примет именно он. Он дважды за последние дни сказал, что, наверное, в скором времени придется расстаться с одним из министров – но так и не уточнил, с кем. Пусть пока все нервничают и многие надеются. И помнят, кто на самом деле начальник.
  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG