Accessibility links

Нежная сила


Чтобы публично назвать имя шустрика, примазавшегося к участникам и даже героям войны, требуется зачастую не меньше, если не больше мужества
Чтобы публично назвать имя шустрика, примазавшегося к участникам и даже героям войны, требуется зачастую не меньше, если не больше мужества
Сегодня утром прочел в интернете информацию агентства "Апсныпресс": "Комиссия по государственным наградам при президенте лишила медали "За отвагу" человека, получившего ее, не являясь участником войны". Точнее, сперва, конечно, прочел этот заголовок на ленте новостей и, пока открывался сам текст, успел подумать: "Но вот фамилию этого человека они черта с два назовут". И не ошибся.

Комиссия, как "Апсныпрессу" сообщили в Управлении информации при президенте РА, единогласно решила лишить медали "За отвагу" человека, который получил ее в 1998 году, не будучи участником Отечественной войны народа Абхазии. "Как известно, само по себе участие в войне не является подвигом и основанием для того, чтобы человек обязательно получил государственную награду, а уж если он вообще не участвовал в ней… – сказал вице-президент республики Михаил Логуа, который председательствовал на заседании. – К нам порой обращаются с предложениями: "Я не хочу медаль "За отвагу", дайте мне орден Леона" или "Я не хочу орден Леона, дайте "Героя Абхазии". Не будет наша комиссия подобными вещами заниматься. У нас около 600 представленных наградных листов, которые мы должны рассмотреть в короткий срок, до празднования юбилея Победы". При этом вице-президент отметил, что такие обращения связаны с тем, что ветераны войны видят в списках награжденных и тех, кто не имел отношения к боевым действиям.

Нежная сила
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:07 0:00
Скачать

"Мне становится дурно, когда люди всеми правдами и неправдами пытаются получить боевую награду. Мне абсолютно все равно, кто и что скажет обо мне. Мы все должны быть честными перед памятью воинов, погибших в войне. Все, что мы делаем, мы должны соразмерять с этим", – отметил член комиссии, депутат парламента, Герой Абхазии Аслан Кобахия.

Наверное, со стороны сразу и не понять, что он имел в виду, сказав: "Мне абсолютно все равно, кто и что скажет обо мне". Парадоксальность ситуации, доходящая до абсурдности, состоит в следующем: чтобы публично назвать имя шустрика, примазавшегося к участникам и даже героям войны, требуется зачастую не меньше, если не больше мужества (хотя оно и несколько иного свойства), чем его требовалось, чтобы идти когда-то в бой навстречу "свинцовым дождям". В чем дело? Неужели только в том, что тогда наши герои войны были на два десятка лет моложе и, соответственно, намного безрассуднее, неосмотрительнее? Убежден, что главное все же в другом: мы живем в маленьком обществе с "тесно переплетенной корневой системой". С одной стороны, все вроде бы на виду, а с другой… Публично возвысить свой голос против рыбки-прилипалы – это значит задеть и боевого командира, который когда-то подмахнул наградной лист своему "человечку", и уважаемого в обществе родственника той самой прилипалы. Или, например, окажется, что он друг твоего родственника или соседа… И, учась на своих и чужих "ошибках", люди, в том числе и прошедшие "Крым и Рым" вояки, задают себе вопрос: "А оно мне надо – наживать себе лишних врагов?"

Вспоминаются телеинтерью последних месяцев, бурное собрание ветеранов войны в Минобороны в связи с возникшей необходимостью "чистки" списка участников Отечественной войны народа Абхазии. Ибо этот список невесть каким образом разросся за послевоенные годы с 17 до 27 тысяч человек, то есть более чем в полтора раза. Произошла также явная "девальвация" боевых наград, число кавалеров которых у нас достигло почти шести тысяч.

Ладико Адлейба в "Эхо Абхазии" высказал и такую мысль: чистка обязательно нужна, но не лучше ли отложить ее на период после празднования 30 сентября 20-летия Победы, чтоб не омрачать юбилей "разборками"?

И вот вчерашнее заседание комиссии по госнаградам… Можно сказать и так: лед тронулся. А можно возразить – не приободрит ли, наоборот, это рыбок-прилипал, получивших сигнал: имена таких называть не будут? Во всяком случае, первые комментарии на интернет-форумах были как раз об этом. Их смысл таков: может, лучше было бы вообще не сообщать о принятом решении, чем сообщить, скрыв фамилию "героя"?

Мне запомнилось, как на одной из последних пресс-конференций президент Абхазии Александр Анкваб рассказал о вопиющем случае: в одном из сел неизвестные расстреляли из автоматов только что установленные электросчетчики – но не стал называть село. Его предшественник на этом посту Сергей Багапш тоже избегал называть в подобных случаях населенные пункты. Поскольку ни про одного из них не скажешь, что они – люди робкого десятка, могу предположить, что жизнь до этого не раз сталкивала их со случаями корпоративных обид – не только фамильных, но и земляческих. Попробуй потом докажи иным, что ты ничего против данного славного села не имел…

Но ведь это уже не "мягкая сила", как в последние годы стало модно говорить, а "нежная сила", когда общество начинает сомневаться в принципиальности властей. Между тем общеизвестно: пожалеть воришку – это, в конечном итоге, обидеть его жертву – и предыдущую, и будущую.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG