Accessibility links

Нужен общенациональный символ памяти


Все чаще жители югоосетинской столицы задаются вопросом, почему в городе нет мемориала в память о жертвах межнациональных вооруженных конфликтов, которые имели место в начале 19 века, в его конце и в 2008 году
Все чаще жители югоосетинской столицы задаются вопросом, почему в городе нет мемориала в память о жертвах межнациональных вооруженных конфликтов, которые имели место в начале 19 века, в его конце и в 2008 году
Вечный огонь во многих городах в постсоветских странах остается одним из главных символов победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. У него традиционно собираются 9-го мая люди, чтобы почтить память погибших. Есть такое место и в югоосетинской столице. Но все чаще горожане задаются вопросом, почему в городе нет мемориала в память о жертвах межнациональных вооруженных конфликтов, которые имели место в начале XX века, в его конце и в 2008 году.

В последнее столетие, напоминают историки, южные осетины пережили множество вооруженных конфликтов, навязанных им в 1920, в 1989, в 1991-92, в 2004 годах. Но самым тяжелым испытанием в республике считают августовскую войну 2008 года. До сих пор, недоумевают эксперты, в Цхинвале нет памятника жертвам всех вооруженных конфликтов, который бы смог стать общенациональным символом борьбы за независимость.

Нужен общенациональный символ памяти
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:17 0:00
Скачать

Разбросанные по республике "осколки" в виде отдельных мемориальных досок, надгробных камней в самом Цхинвале или на дорогах, ведущих в села, по наблюдениям югоосетинского политолога Дины Алборовой, способны породить лишь депрессию. Свое мнение по этому поводу она высказала на проведенном накануне Дня Победы под эгидой Госкомитета информации и печати круглом столе:

"Геноцид для нас очень важный и актуальный вопрос, и он всегда будет таким оставаться. И это тоже должно быть частью нашей национальной идеологии. Чтобы не забыли. Мы, наконец, должны начать себя уважать. И чтить память – тоже часть этого самоуважения, и мы должны довести это до логического конца. До сих пор у нас нет общего памятника жертвам геноцида или павшим защитникам Отечества. Это должно быть, безусловно. Но сейчас о другом. Когда я иду по городу, куда не упадет взгляд, везде: здесь "погиб", тут "вечная память". И пока я дохожу до дома, у меня начинается депрессия. Нет ни одного признака жизни. И мы так увлеклись своим трагизмом, что не всегда отдаем себе отчет в том, что говорим или пишем на баннерах. Поэтому я за общий памятник, например, в виде Аллеи памяти, куда бы возлагали цветы, или пусть это будет что-то наподобие Вечного огня. Потому что это важно, мы всегда должны помнить".

Жители Южной Осетии хорошо знают, например, что в Армении есть мемориальный комплекс в память жертв геноцида "Цицернакаберд". Представителям местных общественных организаций, которые бывают в Ереване, местные коллеги обязательно говорят, что "Цицернакаберд" стал общенациональным символом памяти о безвинно погибших армянах. Это послание потомкам о наиболее трагических страницах истории народа. Глава Госкомитета по спорту и молодежной политике Сергей Зассеев заметил, что проекты подобных памятников, пусть и не столь масштабных, уже есть. По замыслам инициаторов идеи, он должен расположиться над Цхинвалом, у селения Тбет:

"На эту проблему мы неоднократно обращали внимание. Во-первых, вот эти маленькие памятники у обочины дорог. С учетом того, что на дорогах всегда грязь, с эстетической точки зрения их расположение неприемлемо. Обязательно нужен общий памятник для всех жертв войны. И проекты такого памятника существуют. Над одним из проектов работал художник Инал Джуссоев. Мы обращали внимание на эту проблему комиссии по социально значимым мероприятиям. Мы проголосовали за проект Джуссоева, чтобы он участвовал в конкурсе комиссии на общих основаниях. Потому что, на мой взгляд, он самый монументальный и значимый по смыслу".

Зассеев убежден, что подобный мемориал очень важен и для воспитания молодого поколения южных осетин. Они должны хорошо знать трагические периоды в истории государства. Но самое главное, полагает Зассеев, память о жертвах вооруженных межнациональных конфликтов может стать объединяющим моментом, который позволил бы приверженцам самых различных политических взглядов ощутить себя представителями единого народа.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG