Accessibility links

"Два шага назад" Александра Анкваба


Нынешней весной президент Абхазии Александр Анкваб дважды пошел на уступки в ответ на требования оппозиционных сил
Нынешней весной президент Абхазии Александр Анкваб дважды пошел на уступки в ответ на требования оппозиционных сил
Нынешней весной президент Абхазии Александр Анкваб ("железный Алик", как кое-кто именовал его в годы его комсомольско-милицейской молодости) дважды пошел на уступки в ответ на требования оппозиционных сил. Первый раз это произошло в марте, когда после митинга оппозиции у Абхаздрамтеатра 28.02.2013 он согласился с рекомендацией парламентской комиссии по электроэнергетике повысить прошлогодние энерготарифы не на сто процентов, а примерно на треть.

И вот в понедельник 13 мая, когда в течение дня во властных структурах Абхазии стремительно развивались события, связанные с обсуждением ситуации с паспортизацией грузинского населения Гальского, Ткуарчальского и Очамчырского районов, Александр Анкваб снова резко "осадил назад". В ходе встречи со спикером парламента Валерием Бганба он сообщил о своей готовности, "исходя из общих целей", отменить ранее подписанный им указ о создании госкомиссии по проверке соответствия действующему законодательству выдачи паспортов жителям Гальского и Ткуарчальского районов и предложил создать аналогичную парламентскую комиссию.

"Два шага назад" Александра Анкваба
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:21 0:00
Скачать

В тот же день, напомню, ближе к вечеру, было срочно созвано заседание сессии парламента, на котором создали комиссию из семи депутатов во главе с Асланом Кобахия, добавив к проверяемым и "потерявшийся" почему-то поначалу Очамчырский район. Кстати, на этот раз даже не надо было обладать некоей неофициальной информацией, чтобы увидеть очевидную нестыковку. Ибо наблюдатель, не лишенный элементарной внимательности, не мог не заметить, что в апсныпрессовской информации о заседании сессии спикер парламента говорит: после утреннего совещания депутатов к нему обратилась с заявлением инициативная группа и предложила провести парламентское расследование. А параллельно с этим в том же Апсныпрессе было размещено сообщение Управления информации при президенте РА, согласно которому инициатива создания парламентской комиссии исходила от президента. Ну да ладно, эта "нескоординированность информационных действий" – не самое в данном случае важное...

На днях у меня состоялся любопытный разговор с одним человеком, который стоит в стороне от внутриполитической борьбы, но вхож в самые высокие властные кабинеты. В отличие от подавляющего большинства людей его круга, которые предпочитают говорить сами, а не слушать, он при нашей встрече стал интересоваться моими оценками ситуации. Я заговорил об этих двух "шагах назад" Александра Анкваба и сказал, что их можно рассматривать двояко, даже с диаметрально противоположных точек зрения: кто-то скажет, что это свидетельство его гибкости как политика, даже мудрости, а кто-то заявит о слабости (включил "задний ход"), которой оппозиция не преминет в дальнейшем воспользоваться. "Ну, а что это на самом деле, по-твоему? Ты сам как считаешь?" – стал допытываться собеседник. "Подожди… Прежде всего, я скажу, что это две стороны медали, которые невозможно отделить одну от другой. И тут всегда будет множество людей, которых никто не переубедит: одни будут считать так, а другие иначе. Но если подойти к ситуации с такой позиции: правильными ли были в обоих случаях решения – а они были, безусловно, правильными, – то это гибкость. Правда, как известно, умный человек найдет выход из затруднительной ситуации, а мудрый в нее не попадет".

Действительно, если припомнить историю с двукратным повышением энерготарифов, которое президент долго отстаивал, а потом все же сдался, нельзя не прийти к выводу (особенно, когда судишь обо всем задним числом), что это "детская ошибка": нельзя повышать тарифы так резко, тем более зимой, чтобы рост расходов семьи не был столь ощутимым. Ошибкой было и то, что, пойдя на создание госкомиссии по проверке законности паспортизации грузинского населения восточной Абхазии, Александр Анкваб в качестве компенсации что ли за эту уступку оппозиции решил не учесть рекомендации парламента по ее составу и ввести в нее людей, которые должны были "сами себя проверять". Это резко обострило ситуацию и еще больше пошатнуло весьма важный для президента его союз с секретарем Совета безопасности Станиславом Лакоба.

Впрочем, приведенной мной ранее сентенции об "умном и мудром" можно противопоставить другие: "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны"; "Побеждает не тот политик, который не совершает ошибок, ибо таких не бывает, а тот, кто умеет извлекать из этих ошибок уроки". А еще сторонники Анкваба нередко выдвигают такое утверждение: все равно оппозиция пока не может противопоставить действующему президенту фигуру, равную ему по деловой хватке, компетентности и харизме. Появление же на политическом поле нового игрока – "Общегражданского союза Абхазии за законность, стабильность и демократию" во главе с бывшим главой МВД Леонидом Юрьевичем Дзапшба (остряки комментируют это событие так: "вот тебе, бабушка, и Юрьевича день") они вообще не принимают в расчет.

Абхазский эксперт Спартак Жидков в своей недавней работе высказывает мнение, что "попытку весеннего наступления оппозиции президент без труда пресек, и единственным действием Александра Анкваба, которое можно считать последствием этих событий, стало назначение 30 апреля депутата Беслана Эшба на пост вице-премьера". Однако, на взгляд многих других наблюдателей, это кадровое решение вряд ли можно считать шагом навстречу требованиям оппозиции о "коалиционном правительстве"; уже хотя бы потому, что принадлежность Эшба к оппозиции представляется достаточно спорной. А еще, говоря о "весеннем наступлении", Жидков подчеркивает: "Следует отличать реальный кризис от искусственного кризиса – образно выражаясь, выращенного в пробирке".

Действительно, у многих создалось впечатление, что с начала этого года, даже с конца предыдущего, оппозиционный "Форум народного единства Абхазии" пошел в наступление на власть без весомых на то поводов, попытался "сварить суп из топора". В этой связи некоторые недоумевают: почему в митинговый период оппозиция не педалировала вопрос паспортизации в восточных районах Абхазии; ведь тревожащие сегодня абхазское общество цифры тогда, несколько месяцев назад, ничем существенно не отличались от сегодняшних. Должен, кстати, сказать, что эта самая паспортизация – мина замедленного действия под власть, заложенная ею самой еще во второй половине нулевых годов, так как никакого действенного механизма контроля за соблюдением законности при получении гальцами абхазских паспортов, то есть их отказа от грузинского гражданства, тогда так и не было выработано.

Но по большому счету у общества есть к власти другая и более серьезная претензия. Это отсутствие реальных попыток сделать экономику страны самодостаточной, продолжающееся следование ее в фарватере дотационного региона России. Вот где, пожалуй, самая большая мина замедленного действия.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG