Accessibility links

"Реальной экономикой сегодня некогда заниматься"


Несмотря ни на что, туристский сектор развивается, со сложностями, но имеющиеся показатели свидетельствуют о том, что сегодня туризм играет важную роль в развитии экономики Абхазии
Несмотря ни на что, туристский сектор развивается, со сложностями, но имеющиеся показатели свидетельствуют о том, что сегодня туризм играет важную роль в развитии экономики Абхазии
Сегодня в рубрике "Гость недели" декан экономического факультета АГУ Беслан Барателия, который расскажет об экономике Абхазии.

Анаид Гогорян: Беслан, что собой представляет экономика Абхазии, и какие в ней есть отрасли?

Беслан Барателия: Экономика Абхазии представляет собой сложную систему, которая переживает тяжелый трансформационный период, связанный как с переходом к рыночным отношениям, так и с последствиями вооруженного конфликта, санкциями, которые были применены по отношению к Абхазии, и все эти проблемы, которые имелись в 90-х годах, до сих пор отражаются на нашей экономике. Это экономика развивающегося типа, хотелось бы, чтобы она развивалась в догоняющего типа, в том плане, что там рост экономики превышает средний мировой уровень. Еще можно отметить, что это экономика, которая в своем развитии опирается во многом на внешнюю помощь. Если говорить с точки зрения доходов на душу населения, то это развивающаяся экономика с доходами ниже среднего уровня.

"Реальной экономикой сегодня некогда заниматься"
please wait

No media source currently available

0:00 0:09:27 0:00
Скачать

Теперь об отраслях. Что касается структуры экономики, то в ней представлены стандартные отрасли: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг, но, конечно, нужно отметить, что у нас экономика аграрно-туристская, то есть ярко выражены два сегмента – это аграрный сектор экономики и туристический сектор, и в структуре ВВП, безусловно, преобладают услуги. Хотя представлены и другие отрасли, которые достаточно динамично развиваются: высокотехнологичные отрасли, связь, стандарты передвижений, т.е. можно сказать, что экономика представлена дуалистичными структурами, т.е. есть такие отрасли, которые представляют достижения современной техники, технологии, и в то же время есть отрасли, которые отражают отсталый характер экономики. Наша экономика дуалистичного типа.

Анаид Гогорян: Что касается туристического бизнеса, насколько важен он для Абхазии?

Беслан Барателия: Безусловно, туристский сектор играл важную роль в экономике Абхазии. Еще в советские годы Абхазия специализировалась на оказании туристских услуг, и сегодня Абхазия в своем развитии опирается на развитие этого сектора экономики. В то же время имеются большие проблемы, связанные с развитием этого сектора экономики: с одной стороны, это фактор конкурентоспособности, поскольку в условиях глобализации Абхазия теперь не одно из немногих мест для отдыха россиян. Сегодня нам приходится конкурировать и с Турцией, и с Египтом, Таиландом и многими другими странами, куда традиционно едут туристы из современной России. В то же время есть множество проблем в самой Абхазии, связанных с развитием этой отрасли, – это изношенность основных фондов, отсутствие достаточных инвестиций в эту отрасль, а также низкий уровень сервиса и достаточно высокие цены, которые сдерживают развитие этого сектора экономики. Несмотря ни на что, этот сектор развивается, со сложностями, но имеющиеся показатели свидетельствуют о том, что сегодня туризм играет важную роль в развитии экономики Абхазии.

Анаид Гогорян: Беслан, есть ли у нынешнего руководства Абхазии стратегии экономического развития?

Беслан Барателия: В принципе, стратегия и концепция развития экономики, как таковые, были одобрены еще несколько лет назад, однако в последнее время, если говорить о том, что происходит, то складывается впечатление, что стратегия развития экономики основывается главным образом на той помощи, которая поступает в Абхазию со стороны Российской Федерации. Стратегия развития ориентирована на освоении средств, которые идут на инфраструктурное развитие Абхазии в рамках плана помощи со стороны Российской Федерации.

Анаид Гогорян: Как вы думаете, финансовая помощь, оказываемая Россией, формирует ли синдром иждивенца и консервирует ли хозяйственную инициативу?

Беслан Барателия: Безусловно, в любом явлении есть и положительные моменты, и отрицательные. Конечно же, это колоссальная помощь для Абхазии, неоценимый вклад Российской Федерации в развитие Абхазии, ее экономики, развитие и восстановление инфраструктуры, разрушенной во время и после Отечественной войны народа Абхазии. В то же время, конечно, есть проблемы, связанные с тем, что экономическая элита Абхазии ориентируется главным образом на эту помощь, т.е. она как бы фокусирует внимание на себе и фактически подрывает инициативы, связанные с необходимостью инвестирования в реальный сектор экономики, в развитие бизнеса, т.е. акценты немного смещены, и это, конечно, в некоторой степени подрывает конкурентное начало в развитии экономики. Это является отрицательной стороной, но это то, над чем нужно думать руководству Абхазии, с тем чтобы создавать инвестиционный бизнес-климат в Абхазии, чтобы развивался не только госсектор, в особенности его инфраструктурная часть, а также сектор предпринимательства и бизнеса, в основе которого лежат успехи развития нашей экономики.

Анаид Гогорян: Беслан, вы частично ответили на мой следующий вопрос, но я его все-таки сформулирую: оппозиция часто критикует власть, что она вкладывает средства в социальную сферу, а не в производство. Должно ли все-таки государство вкладывать средства в производство?

Беслан Барателия: Безусловно, должно. Понятное дело, что в Абхазии очень тяжелая ситуация практически во всех сферах экономики, и одновременно та помощь, которая приходит в Абхазию, конечно же, не может решить всех проблем в области инфраструктуры и тем более в сфере бизнеса, но требования эти стандартны, потому что хотелось бы, чтобы эти деньги тратились более рационально. Например, строительство в городе дорогого второго стадиона, для нашего маленького города достаточно было иметь один стадион. Некоторые объекты культуры, которые просто представляют ценность как здание, нежели как элемент культуры. Отсюда нехватка средств для развития реального сектора для создания новых рабочих мест. Требования оппозиции понятны, но в то же время в ее риторике отсутствует альтернатива, т.е. конкретные предложения, куда и как нужно вкладывать средства, в какие проекты и т.д.

В принципе, складывается ощущение, что реальной экономикой сегодня некогда заниматься. В основном речь идет о том, что стоит проблема своевременного освоения средств, которые поступают из Российской Федерации, и, конечно, освоить их в сфере строительства удобно и быстро, в то время как вкладывать деньги в бизнес-проекты намного сложнее, поскольку здесь речь уже идет об изучении отрасли, маркетинге, поиске эффективных объектов вложения, расчетах окупаемости. Поэтому, конечно, хотелось, чтобы соблюдался баланс. Понятное дело, нельзя говорить, что нам нужны либо социальные проекты, либо бизнес-проекты, но желательно, чтобы нашелся какой-то компромисс в этих подходах, чтобы удалось как-то параллельно решать два основных направления.

Инфраструктурные проекты тоже являются частью инвестиционных, поскольку Абхазию всегда позиционируют как туристическую страну, и налаженная инфраструктура, современные здания тоже являются факторами, которые привлекают туристов, поэтому в этом смысле косвенно это является сферой, которая работает на экономику Абхазии. В некоторых случаях, как мне кажется, есть определенный перебор, и акценты должны быть сделаны в пользу создания новых рабочих мест и повышения занятости в Абхазии.

Анаид Гогорян: Беслан, как вы думаете, каким будет курортный сезон в этом году, каковы будут итоги?

Беслан Барателия: Мои предположения основаны на тех оценках, которые даются различными экспертами, российскими турфирмами, турагентами. По ожиданиям многих из них, в этом году туристический сезон будет очень хорошим, и Абхазия сможет заработать значительную выручку от экспорта туристских услуг. Даже майские праздники уже свидетельствуют о том, что курортный сезон будет очень хорошим для Абхазии.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG