Accessibility links

Тбилисский Микеланджело и другие обитатели открытого вернисажа


Свободные художники открытого вернисажа жалуются, что сегодня стало меньше туристов, и их доходы колоссально уменьшаются
Свободные художники открытого вернисажа жалуются, что сегодня стало меньше туристов, и их доходы колоссально уменьшаются
Почти в каждой столице есть свой вернисаж свободных художников. Это место можно назвать своеобразной визитной карточкой страны – сюда любят приходить туристы, чтобы приобрести сувениры.

Вот уже более 20 лет на проспекте Руставели широкие ступеньки Академии наук служат импровизированными полками для работ ремесленников и художников. Пестрят разноцветные изделия из теки (грузинский войлок), здесь стоят картины с видами Тбилиси, чеканки, глиняные и керамические сосуды и, конечно же, лежат огромные рога для вина. Размеры последних впечатляют. Исключением не стала и семья Темура:

"Мы с Дальнего Востока, так что в качестве подарков выбрали маленькие рога и грузинский кинжал".

Продавец винной "артиллерии", – как называют в шутку рога, – молодой парень. Он застеснялся перед микрофоном. Ограничился лишь фразой: "Да что тут говорить, мы в семье все это делаем, украшаем рога серебром, чеканим, а потом продаем", – он явно хотел подчеркнуть, что выставляет на продажу не ширпотреб, а ручную работу мастера.

Тбилисский Микеланджело и другие обитатели открытого вернисажа
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:27 0:00
Скачать

На интервью охотнее согласилась стоящая рядом Дали. С гордостью сказала, что по профессии она художник, занимается керамикой. Дали показала свои работы: на керамических тарелках пейзажи старого Тбилиси:

"Кроме керамических тарелок, почти все изделия ручной работы – и вязаные хевсурские носки, и шапки, в общем, все, что с национальными элементами", – говорит Дали и показывает работу своей дочери. Она шьет маленькие чохи (черкески) для винных бутылок. Дали рассказала, что в ее семье все художники. Раньше она жила в Гурии, но когда закрылось предприятие, на котором она работала, вместе с семьей в поисках лучшей жизни перебралась в Тбилиси:

"Я здесь стою уже 13 лет, но этот вернисаж существует уже 23 года. После распада Советского Союза все перемешалось, все стали безработные, в том числе и художники, и ремесленники. Они вынуждены были вынести свои работы на улицу и с тех пор тут и обосновались. Кстати, мы не платим налоги, нас не трогали даже тогда, когда разгоняли торгующих на улице, так что мы благодарны всем властям Грузии – и ушедшим, и пришедшим".

В это время возле нас остановилась группа из нескольких молодых девушек:
"Мы ищем магнитики", – смеясь, сказала одна из них. Девушки оказались туристками из Петербурга. Ольгу привлекли украшения:

"Мы еще ищем эмалевые украшения и из серебра тоже. Здесь потрясающая работа, даже никак не можем определиться, мы ведь из Петербурга, и цены для нас очень даже приемлемые".

А я подхожу к следующим своим собеседникам – два мастера обедают, устроили застолье прямо на табуретке. Увидев микрофон, один из них вскочил: "Я сейчас позову одного очень образованного человека, он говорит и по-русски, и по-английски, и по-французски. Петрович, к тебе!"

Петровичем оказался 76-летний Нугзар Рехвиашвили:

"Я член союза дизайнеров еще с СССР, так что я профессионал. Вот мои чеканные работы, раньше много работал и по дереву, но эти изделия не продавались. А моя жена занимается живописью. Я в основном делаю национальные вещи, орнаменты грузинские и в основном сюжеты старого Тбилиси, потому что это красиво и экзотично, а для покупателей – интересно. Я здесь уже стою двадцатый год, зарабатываю своим трудом. Микеланджело продавал свои картины, так что это не зазорно, художник должен свое искусство продавать", – сказал Нугзар.

"Насколько прибыльна эта работа?" – поинтересовалась я у него. И тут не обошлось без политики:

"Прибыльно было в начале, когда только разрушился Советский Союз. Уличные художники тогда были в новинку, и многие интересовались нашей работой. Потом было затишье. А при Михаиле Саакашвили мы большими шагами шли вперед, в смысле развития Грузии. За последнее время у них было много проблем, но при них было очень много туристов, и больше было продаж. А сейчас мы все жалуемся, что меньше туристов стало, и наши доходы колоссально уменьшаются".

Нугзар жалуется, что в Грузии безработица, не нравится, что приходится только и слышать об арестах бывших высокопоставленных чиновников. Ему не терпится, когда новые власти приступят к исполнению своих обещаний:

"Ну, вообще, я приверженец "Нацдвижения", чтобы вы знали", – разъяснил свою и без того очевидную позицию Нугзар. Хотя на этом наш разговор не закончился. Нугзар рассказал, что до сих пор занимается боксом, что участвовал в протестных акциях в далеких 1956-м и 1970-м годах, а в завершении разговора поделился своим мнением о будущем:

"Пока бурлит, как всегда, Грузия. Очень трудно прогнозировать. Я знаю одно, что он (Бидзина Иванишвили) не справится, потому что править Грузией очень трудно. Еще Чингисхан говорил, что это маленькое, но самое трудно управляемое государство".
XS
SM
MD
LG