Accessibility links

"Не говори: Абхазия мала…"


Курорты и туризм – это едва ли не единственный работающий сейчас сектор экономики Абхазии: многие любят подсчитывать, как зажила бы республика, будь сейчас восстановлен советский уровень ежегодного "заезда" отдыхающих, включая т.н. дикарей
Курорты и туризм – это едва ли не единственный работающий сейчас сектор экономики Абхазии: многие любят подсчитывать, как зажила бы республика, будь сейчас восстановлен советский уровень ежегодного "заезда" отдыхающих, включая т.н. дикарей
Эту стихотворную строчку классика абхазской поэзии в русском переводе: "Не говори: Абхазия мала…" – в советские годы можно было услышать у нас едва ли не на каждом школьном утреннике. Но в моей памяти она всплыла сейчас совсем не в том контексте, в котором вышла из-под пера поэта.

Неизгладимое впечатление произвело посещение на днях с друзьями, пожалуй, красивейшего места морского побережья Абхазии, известного под странным названием "мыс "Серая Баба". С развалинами древнего храма византийской эпохи. И в то же время совершенно не "заезженное" еще туристами. Об этом месте я слышал давно, еще до войны в Абхазии, но побывать там все не доводилось. И вот в одной компании отправился туда на пикник. Мы свернули на автомобилях с трассы к морю у бетонного завода, что у гудаутского села Бамбора, и проехали несколько километров. Наконец, попали в тенистую рощу, где среди древесных пород преобладали грабы, кедры и сосны и где благодаря тени и легкому бризу даже в полуденное пекло бывает прохладно. Роща примыкает к живописному обрывистому берегу, а над обрывом возвышаются стены древней постройки.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:20 0:00
Скачать

Перед поездкой отыскал в интернете следующий текст: "Храм VI-VII веков в селе Бамбора в официальных справочниках именуется как Айлага-абыку. Но среди жителей села Бамбора, да и в соседней Гудауте, он известен, как "Серая Баба". Почему? Говорят, что храм находился на территории имения, хозяйку которого прозвали "Серая Баба".

Стены храма сохранились почти на полную высоту. В углах, прилегающих к западной стене, высоко вверху вмурованы кувшины-голосники, улучшавшие звучание песнопений. На некоторых кусках плохо сохранившейся штукатурки можно заметить следы фресок. У южного дверного проема на стене высечено на камне изображение креста… На одном из камней стены церкви, выходящей в сторону моря, высечена фигура, напоминающая якорь. Что это – знак мастера, сложившего стену, или указание на то, что здесь когда-то располагалась генуэзская фактория Каво-ди-Вуксо (Самшитовая гавань)?.."

До этого я упомянул, что Серая Баба – место, не "заезженное" туристами. Но, к сожалению, пара небольших мусорных свалок, оставшихся после проводимых пикников, там присутствует. Об этой проблеме – что посещающие мыс мусорят в непосредственной близости от памятника архитектуры – говорилось и в интернетовском тексте. Мы же, конечно, весь мусор, который остался после нашего пикника, упаковали в несколько больших полиэтиленовых пакетов и вывезли с собой до ближайшего контейнера.

И вот о чем задумываюсь, пытаясь заглянуть в будущее таких мест, которые можно с полным основанием назвать "жемчужинами туристической Абхазии". Побывав в них, хочется громко воскликнуть "Эврика!" и поделиться со всеми открытием, тем более что курорты и туризм – это едва ли не единственный работающий сейчас сектор экономики Абхазии, и многие у нас любят подсчитывать, как зажила бы республика, будь сейчас восстановлен советский уровень ежегодного "заезда" отдыхающих, включая так называемых дикарей (пока он в несколько раз ниже). Но, с другой стороны, нам хотелось бы сохранить такие первозданные уголки, как Серая Баба, лишь для "внутреннего туризма", ибо видим, что даже этот маленький турручеек способен загадить здесь природу.

На одной из пресс-конференций президент Абхазии Александр Анкваб объяснил, почему он не хотел бы видеть автотрассу, проложенную через верхнюю часть Кодорского ущелья: загадить все вокруг можно очень быстро, а природа там уникальная. И вообще, как я понял, ему хотелось бы максимально ограничить туда доступ туристов. Да, подумалось мне тогда, но ведь и эта природа, в конце концов, – тоже для человека! А люди – это не только члены правительственных делегаций.

В общем, дилемма… Как говорят абхазы, надо сделать так, чтобы и мясо поджарить, и чтобы вертел не сгорел.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG