Accessibility links

И повторилось все как встарь


Согласно неофициальной информации, на встрече российского и грузинского иерархов должна была обсуждаться передача ГПЦ во временное управление Российской православной церкви территории Абхазии

Согласно неофициальной информации, на встрече российского и грузинского иерархов должна была обсуждаться передача ГПЦ во временное управление Российской православной церкви территории Абхазии

В трех государствах на территории бывшей Грузинской ССР за состоявшимися на прошлой неделе в столицах трех восточнославянских стран торжествами в честь 1025-летия крещения Руси следили с особым вниманием и под особым углом зрения. Еще бы, ведь новостные ленты множества СМИ пестрели накануне отъезда 23 июля на торжества Илии Второго заголовками типа "Патриархи РПЦ и ГПЦ обсудят в Москве вопрос о православных общинах в Абхазии и Южной Осетии". А тут еще внутрицерковный конфликт в Абхазии и мощный "наезд" на одну из его сторон российских СМИ...

В Абхазии многие комментаторы не только рассуждали о том, что, по неофициальной информации, на встрече иерархов будет обсуждаться передача ГПЦ во временное управление Русской православной церкви территории Абхазии, но уже заранее обосновывали однозначно негативную реакцию в Абхазии на такое соглашение о двойной юрисдикции. Безусловно, надо быть готовым ко всему, но у меня сложилось ощущение, что многие наши комментаторы, сосредоточившись на абхазских опасениях, упускали из виду, что и большинством грузинского общества подобное соглашение было бы воспринято в штыки, как пораженческое: как это так, своими же руками отдать часть канонической территории ГПЦ в руки ненавистной Москве! Господи, да в Тбилиси и не такие варианты отвергали. Помнится, во второй половине 90-х в абхазском обществе было много переживаний, когда Кремль долго выкручивал руки официальному Сухуму, принуждая к подписанию договора о некоем общем государстве с Грузией. А потом в Абхазии, подобно одному искандеровскому герою, дружно сказали "Уфф!", когда гордые грузины отказались тот договор подписывать: что-то в нем их не устраивало...


И я ничуть не удивился, когда в первых сообщениях СМИ об итогах встреч Илии Второго в Москве не увидел никакой информации о том, действительно ли обсуждалось такое соглашение, и если да, то к чему стороны пришли. Как обычно, дело ясное, что дело темное... Илия Второй в интервью одному из грузинских телеканалов сообщил только, что "Патриарх Кирилл обещал ему в ближайшее время создать документ, в котором отдельно будут рассмотрены проблемы христианства в Абхазии и так называемой Южной Осетии". Но престарелый Католикос не был бы самим собой, если бы не сопроводил свой рассказ об очередном визите в Москву очередной победной реляцией: так и так, он договорился о возвращении грузинских беженцев – "Это мнение и президента Путина. Он сказал: почему, мол, не внесли вопрос беженцев из Абхазии и Цхинвальского региона. Этот вопрос будет рассмотрен отдельно, и особое внимание будет уделено этому. Они обещали мне. С этого должны начать возвращение наших беженцев в свои дома, и для этого должно быть сделано все. Российский президент, наверно, выполнит свое обещание". В другом СМИ это изложено по-иному: "Путин сказал главе РПЦ, что вопрос беженцев из Абхазии и Южной Осетии будет рассмотрен отдельно. Российский президент, вероятно, выполнит свое обещание". Но, так или иначе, Илия приехал, увидел, победил...

По опыту предыдущих заявлений Католикоса, на ум приходит, что он, скорее всего, выдает желаемое за действительность. Я и раньше не раз задумывался над феноменом Илии Второго. В Абхазии и Южной Осетии никак не возьмут в толк, как может этот человек с его регулярными, раз в полгода, заявлениями, что он в ближайшее время поедет в Абхазию, на протяжении десятилетий быть моральным авторитетом номер один в грузинском народе? Как писала недавно "Кавказская политика", "влияние Патриарха Илии в Грузии – явление беспрецедентное. Его рейтинг, по данным американских социологических служб, не опускается ниже 92%". Объяснял я это по-всякому, в частности, тем, что любое общество при всех своих разочарованиях в политических лидерах нуждается хоть в одном непогрешимом образце, вот и выбрали Илию...

А недавно вспомнилась знаменитая характеристика Сталина Троцким как "гениальной посредственности". Что ж, читая как-то давно в собрании сочинений Сталина одно из его выступлений на партийном съезде в двадцатые годы (всегда предпочитаю судить о человеке по тому, что он сам говорил, а не о том, что о нем говорили), обратил внимание на то, с каким восторгом принимались его очень простые до примитивности мысли и шуточки большинством съезда. Им же, по-видимому, старательно и сформированном до этого большинством. Он гениально находил слова, которые лучше всего воспринимались этой не самой интеллектуальной частью съезда. Наверное, и потому, в частности, что сам был "плоть от плоти" ее.

Вот и Илия умеет, видимо, очень точно находить то, что желает слышать в тот или иной момент "масса", решающее большинство его паствы. Отсюда и постоянные "обнадеживающие" обращения к теме "временно утраченных территорий". А в упомянутой недавней публикации в "Кавказской политике" он, отвечая на вопросы Надежды Кеворковой, восторгается Сталиным – тем самым, кто дал "добро" на снос Храма Христа Спасителя в Москве: "Сталин – это выдающаяся личность. Такие рождаются редко. Он знал значение, мировое значение России... Он для всех был одинаковым, ко всем относился одинаково. Он не выделял Грузию как-то особенно. Но во время Второй мировой войны в процентном отношении больше всех погибло грузин. Он был верующим, особенно в конце. Так я думаю".

Я очень удивился, услышав, что во время Второй мировой в процентном отношении больше всего погибло грузин. Никогда о таком не знал. Моментально нашел в интернете соответствующую таблицу и удостоверился, что это далеко от истины. На фронтах Великой Отечественной войны погибло около 3,5% грузинского населения СССР. Это средний процент для советских народов. Больше в процентном отношении погибло не только русских (5,8), но и украинцев, белорусов, казахов, евреев, армян, абхазов... Ничуть не хочу умалить этим вклад грузинского народа в победу в Великой Отечественной войне, но... лгать-то зачем?

Уверен, однако, что на отношение к Илие тех самых 92% грузинского общества это никак не повлияет. Ну, подумаешь, ошибся старый человек...

В опубликованном на днях заявлении-статье депутатов первого парламента Республики Абхазия 1991-1996 гг. Олега Дамения, Валерия Гурджуа, Давида Пилия, Климентия Джинжолия и Станислава Лакоба "Генерал Джергения: заказ выполнил" личности Католикоса-Патриарха уделено немало внимания. Говоря о временной передаче Абхазии под окормление РПЦ, когда при этом за ГПЦ оставляются юридические права на Абхазскую церковь, авторы определяют ситуацию так, что "Абхазию пытаются сдать в своеобразную субаренду!" Но если мы останемся под юрисдикцией Грузинской церкви, подчеркивают они, то во всех храмах Абхазии на богослужениях, в соответствии с христианской традицией, будут поминать имя Католикоса Илии II, известного своими антиабхазскими призывами и заявлениями милитаристского характера. Как на это будут реагировать прихожане Абхазии, многие из которых потеряли своих близких во время войны 1992-1993 гг., вопрос риторический.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG