Accessibility links

Начальник, где вода?


Перебоями в подаче воды и света нас не удивишь, двадцать послевоенных лет приучили ко многому, но два месяца без воды посреди лета всех достали
Перебоями в подаче воды и света нас не удивишь, двадцать послевоенных лет приучили ко многому, но два месяца без воды посреди лета всех достали
В Сухуме и Сухумском районе уже около двух месяцев серьезные перебои с водой. Ее подают периодически, кто не наполнил емкости и не обеспечил необходимый запас, – в пролете. Но даже когда вода есть, она бывает такой мутной, что люди не решаются использовать ее, напор настолько слабый, что принять душ удается крайне редко, так и поливаемся ковшиками из тазиков. Чтобы освежиться в жару и поддерживать чистоту дома и тела, надо быть постоянно начеку: зазевался, пропустил момент – и остался без воды.

Перебоями в подаче воды и света нас не удивишь, двадцать послевоенных лет приучили ко многому. Люди долго терпели, надеясь на то, что власть что-то предпримет и ситуация с водой нормализуется. Но два месяца без воды посреди лета всех достали. Соседи давно атакуют меня вопросами о том, куда подевалась вода. Им почему-то кажется, что я знаю больше них. Какие только версии не изобретают люди, лишенные нормальной информации о происходящем. Одни говорят о том, что предприятия, производящие питьевую воду, платят коммунальным службам, чтобы те отключали воду, надеясь на то, что все побегут закупать бутилированную влагу и прибыль предприятий резко пойдет вверх. Другие подозревают во всех тяжких грехах предпринимателей, работающих на Гумисте.

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:16 0:00
Скачать

Люди опасаются, что они навредили каким-то естественным процессам, и вода "покинула" водозаборные скважины, которые обеспечивают водой город. Жители города начали теребить руководство "Водоканала" и своих депутатов, депутаты начали обращаться в соответствующие службы. В результате, на днях у Гумистинского водозабора прошло совещание руководителей ведомств, посвященное этой проблеме, и репортаж показали по каналу государственного телевидения. Но внятного ответа на вопросы, какие принимаются меры и когда вода будет, так никто и не дал.

Надо сказать, что, к сожалению, таков стиль работы власти. Она не считает нужным информировать население о том, что планируется и делается, не приведи Боже, упомянуть о каких-то проблемах в ее работе, это воспринимается архиболезненно. Журналисты, пристающие с вопросами, за редким исключением воспринимаются чиновниками, как назойливые мухи, отвлекающие от сакрального действа власти на благо себя самой. Создается впечатление, что обратная связь нашей власти не нужна, и ее не колышет, что думает народ о результатах ее деятельности. Вот и в данной ситуации власть заговорила и зашевелилась только тогда, когда возмущение граждан достигло точки кипения.

"Отсутствие воды – сезонная проблема, – говорит Роман Дбар, председатель Государственного комитета по экологии и природопользованию. – В июле-августе уровень грунтовых вод, как правило, резко падает. Необходимо постоянно регулировать русло реки, чтобы обеспечить обводнение водозаборных колодцев, с одной стороны, и обезопасить их от затопления, с другой стороны. Сегодня река протекает примерно в 300 метрах от водозабора, и воды в реке мало. Лето началось с жары, ледники быстро стаяли, и сегодня река пополняется только за счет осадков. Поэтому она мутная на всем протяжении от истоков до устья. Некоторое время назад госкомпания "Абхазберегозащита" переместила рукав реки на 130 метров, прорыв канал. Оказалось, что этого недостаточно, чтобы вода заполнила водозаборные скважины. Сейчас решается вопрос о необходимости повторно прорыть канал, чтобы подвести воду еще ближе. Практика показывает, что начинать рыть канал надо на расстоянии не менее одного километра выше по течению от водозабора. Госкомитет по экологии готовит необходимые предписания для госкомпании "Абхазберегозащита". Прокопать канал недостаточно, надо также создать берегоукрепительные сооружения, чтобы обезопасить водозаборные колодцы от затопления в случае паводка". По мнению главного эколога, если сразу после получения предписаний работы начнутся, проблема может быть решена в течение одной-двух недель.

Начальник муниципального управления "Водоканал" администрации г. Сухум Вячеслав Квициния таким образом охарактеризовал ситуацию: "У нас в городе три головных сооружения. Два на реке Гумиста и одно – на реке Келасур. Сегодня головные сооружения на Гумисте перестали давать нам воду. С начал лета мы почувствовали, что подъем воды все хуже, а подрусловый горизонт – все меньше. Подъем воды осуществляется из артезианских скважин с глубины 25-30 метров погружными насосами, эта вода и подается в город. Дошло до того, что в начале августа наши насосы, погруженные в воду, стали качать один воздух. Сегодня мы вынуждены подавать воду по графику. Этот процесс мы заметили лет пять назад, и с каждым летом ситуация становится все хуже. Когда речка уходит от головных сооружений, ее надо возвращать. Но это очень дорогостоящая работа. Сейчас специалисты будут составлять сметную документацию, изыскивать средства, а потом выполнять необходимые работы. В данное время реку надо с правого берега вернуть на левый, экологи дали на это добро, осталось найти средства, загнать технику и углубляться. Нужны огромные средства, ведь надо вырыть траншею длиной 1,5-2 км и шириной 50-60 метров".

В общем, снова нужны деньги, которых нет. Именно поэтому никто и не может назвать конкретные сроки, когда ситуация с водой нормализуется.

У начальника водоканала есть очень серьезные претензии к гражданам. Он говорит о том, что хозрасчетное предприятие "Водоканал" на грани развала из-за отсутствия средств. Предприятие продает воду гражданам по полтора рубля за кубометр при себестоимости 9 рублей. Но даже столь мизерные средства платят водоканалу только около 30% потребителей, хотя за воду и канализацию один человек в год должен заплатить всего около 150 рублей. За мобильный телефон граждане платят в среднем около 1000 рублей ежемесячно, и никому не приходит в голову игнорировать оплату, ведь обслуживание тут же отключат. Многочисленные обращения к мэру города и к депутатам Сухумского собрания на протяжении полутора лет с просьбой пересмотреть тарифы, принятые в 1996 году, ни к чему не привели. Похоже, что ни мэру, ни депутатам местного собрания, ни гражданам нет дела до проблем "Водоканала", но воду получать все хотят, а в случае аварий настоятельно требуют, чтобы "Водоканал" оперативно решал возникающие проблемы.

Городская администрация не в состоянии ни собрать коммунальные платежи, ни провести разъяснительную кампанию для населения и убедить граждан, что тарифы надо поднимать, чтобы предприятие "Водоканал" окончательно не развалилось. Не по плечу ей ни пролоббировать необходимые решения в городском собрании, ни отключить водоснабжение злостным неплательщикам. Любимый аргумент власти, что люди сами должны все осознать и по мановению волшебной палочки превратиться в законопослушных граждан, в жизни не работает. Пока власть не начнет принуждать граждан к порядку в соответствии с законом, они так и будут бросать, где попало, мусор и годами не будут оплачивать коммунальные платежи.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG