Accessibility links

Пятилетие в преддверии двадцатилетия


26 августа 2008-го, буквально через несколько часов после телетрансляции в прямом эфире выступления Дмитрия Медведева, ликованию народа на площади Свободы в Сухуме не было предела
26 августа 2008-го, буквально через несколько часов после телетрансляции в прямом эфире выступления Дмитрия Медведева, ликованию народа на площади Свободы в Сухуме не было предела
Сегодня в Абхазии – выходной праздничный день, ставший таковым согласно внесенным в прошлом месяце изменениям в закон РА "О праздничных и памятных днях". Во всех городах и районах проходили и сейчас продолжаются мероприятия, посвященные пятой годовщине признания Россией 26 августа 2008 года государственной независимости Южной Осетии и Абхазии. Это первая так называемая круглая дата со дня начала процесса международного признания двух молодых южнокавказских государств. А в Абхазии она отмечается еще в канун – чуть более месяца осталось – другой круглой даты – двадцатилетия победы в Отечественной войне народа Абхазии (официально праздник 30 сентября именуется у нас Днем независимости).

Таким образом, 15 лет Республика Абхазии являлась де-факто независимым, но непризнанным государством, а пять лет после этого является частично признанным.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:32 0:00
Скачать

Память уносит к дням, когда происходили оба эти события, произошедшие 30.09.1993 и 26.08.2008. Разумеется, в сентябре 93-го, когда вечером 30-го на реке Ингур взвился государственный флаг РА, не шло и речи о каких-то организованных мероприятиях в честь этого. Лично мне запомнился переполненный вестибюль гудаутской турбазы "Черноморец", где вокруг плохонького телевизора собралось небывалое здесь раньше количество людей, в основном беженцев, их возгласы и слезы радости, когда темное уже небо озарило бессчетное число трассирующих автоматных очередей, заменявших во время войны праздничные фейерверки. И никто, ни один человек вокруг не ворчал, как порой бывало раньше во время подобной стрельбы: "Поберегли бы патроны…". Собственно, вот такими самодеятельными салютами в местах дислокации подразделений абхазской армии да тостами за пришедшую, наконец, победу за столами и завершилось то празднование. Что говорить, если телевидение и радио в Сухуме начало выходить в эфир, а газеты печататься только через несколько месяцев, в декабре, когда была восстановлена подача электроэнергии с ИнгурГЭС.

И какой возникает тут контраст с незабываемо яркой картиной народного ликования на площади Свободы в Сухуме 26 августа 2008-го буквально через несколько часов после телетрансляции в прямом эфире выступления Дмитрия Медведева! Не раз за минувшие пять лет, возвращаясь мысленно к той картинке, я задумывался о том, что это было крайне редкое сочетание зрелищности и стихийности происходящего. Вспомнить хотя бы, как невесть откуда взялось это красно-зелено-сине-желтое море абхазских, южноосетинских и российских государственных флагов! Вчера, листая подшивку газеты "Эхо Абхазии" за 2008 год, подумал, впрочем: ну, как откуда? Ведь за несколько дней до 26 августа, 21-го числа, на той же площади состоялся грандиозный народный сход (по официальным данным, в нем приняло участие 47 тысяч человек). "Нам необходимо подтвердить свою безграничную, безоговорочную волю и горячее стремление свободно жить в независимом государстве, и только признание независимости Абхазии республики предотвратит уничтожение абхазского этноса, – сказал на сходе тогдашний спикер парламента РА Нугзар Ашуба. – Обращаясь к странам признать независимость Абхазии, мы в первую очередь обращаем свой голос к России". В конце репортажа о том сходе ее автор Елена Лолуа писала: "Огромное полотнище национального флага, вывешенного на сгоревшем здании Совмина, неожиданно наполнилось ветром, как парус. "Это хороший знак!" – воскликнул кто-то из толпы". И, разумеется, очень многие флаги и транспаранты, которые фигурировали на сходе, через пять дней снова оказались здесь, на этой площади.

Собственно, уже сразу после разгрома грузинской армии в ходе пятидневной августовской войны идея о признании Россией независимости РЮО и РА витала в воздухе. Но не все было так просто. Спустя немалое время в СМИ появились публикации о том, что после войны в Москве активно обсуждался и другой вариант – о создании некоей федерации или конфедерации Абхазии и Южной Осетии, к которой могло присоединиться и другое государство. Подразумевалась Грузия. Сухум и Цхинвал такой перспективе воспротивились всеми силами…

В минувшую пятницу в Абхазском медиа-клубе "Айнар" прошла беседа за круглым столом, посвященная пятилетию признания республики Россией. И в ходе ее упомянутый уже Нугзар Ашуба признался, что лично он никогда, ни раньше, ни позже, не чувствовал себя счастливее, чем тогда, пять лет назад. И в то же время запомнилось прозвучавшее на круглом столе слово "эйфория" как характеристика состояния нашего общества в тот период. Но эйфория на то и эйфория, что она быстро кончается, а возникающие потом, во время будней, неизбежные проблемы во взаимоотношениях сторон по контрасту с теми яркими положительными эмоциями особенно удручают. Позавчера известный абхазский общественный деятель Беслан Кобахия опубликовал свою очередную интернет-статью, в которой рассуждает о ситуации в республике и ее отношениях с РФ: "В последние годы создана негативная тенденция, которая приводит к утрате привлекательности нашей страны, и эта тенденция нарастает. Созданная модель развития, когда вся страна замерла в ожидании очередных траншей из Москвы, на фоне внутренних проблем в системе управления страной и высокой коррупционной составляющей неизбежно приводит к ситуации, когда транши задерживаются, а в некоторых случаях либо вообще не перечисляются, либо сводятся до минимума. И страна всего за несколько лет стала полностью зависимой от поступающих извне денег".

Любой юбилей – это повод не только вспомнить о пройденном пути, но и попытаться заглянуть в будущее. Невольно задумываешься о том, в какой обстановке пройдут еще через пять лет празднования очередных круглых дат в Абхазии – 10-летия признания независимости и 25-летия Победы. Очевидно, что переломить и преодолеть те негативные тенденции в развитии страны, констатация которых в последнее время у нас стала общим местом, можно только в результате консолидированных усилий руководства как Абхазии, так и ее главного стратегического партнера России. Мыслящая часть абхазского общества продолжает взывать к Москве, чтобы она дала нам не рыбу, а удочку. Как ни банальна уже стала эта аналогия, но лучше и короче не скажешь. Ведь отсутствие удочки в руках неизбежно ведет не только к атрофии мышц, но и к функциональной незагруженности мозга.

Ничуть не сомневаюсь, что мои слова о празднованиях 10-летия и 25-летия вызовут у части аудитории бурную реакцию отторжения: а будут ли, мол, эти юбилеи? Думаю, что да. Практически не сомневаюсь. Ибо для того, чтобы суверенитет Абхазии был ликвидирован, нужно совпадение очень многих весьма маловероятных обстоятельств, таких, например, как приход в России к власти деятелей со взглядами Андрея Козырева и Владимира Шумейко. Не говоря уже о том, что попытка такой ликвидации, если ее теоретически представить, привела бы к войне и гуманитарной катастрофе еще больших масштабов, чем в начале 90-х.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG