Accessibility links

Буря в стакане


Инал Хашиг
Инал Хашиг
Признаюсь честно, баталии, которые развернулись в последнее время вокруг паспортизации жителей Гальского района, не вызвали у меня ни малейшего душевного дискомфорта. Я наблюдал за ними, скорее, с любопытством. Интерес мой вырос в тот момент, когда объединенная оппозиция объявила о проведении митинга параллельно с заседанием Народного собрания. То, что она и на сей раз постарается собрать максимальное число своих сторонников, у меня не было никаких сомнений. Было также совершенно ясно, что сторонники Александра Анкваб в ответ задействуют на полную катушку все свои информационные ресурсы. Аргументы легко угадывались: гальцы такие же граждане Абхазии, как и все остальные. А митинг – это инструмент грубого давления на парламент.

Но вот чего я не мог угадать со стопроцентной гарантией, так это того, сумеет ли оппозиция удержаться в рамках заявленной темы. Напомню, митинг, состоявшийся в феврале этого года, был посвящен двойному росту тарифов на электроэнергию. Однако сугубо социальную проблему решили использовать для выдвижения глобальных политических требований. И проиграли. Степень доверия людей к самой оппозиции не столь значительна, чтобы они вот так – с шармачка – поддержали лозунг об отставке Александра Анкваб. В итоге энергетические проблемы не решены, и президент все тот же. Так бывает, когда появляется желание одновременно угнаться за двумя зайцами.

В общем, мало кто сомневался в том, что и сейчас оппозиционеры, используя паспортную тему, традиционно выступят с требованием отставки президента. Но, видимо, решив не повторять ошибок, оппозиция отказалась от такого сценария. Впрочем, слегка блефуя, старалась до последнего не раскрывать карт и с этой игрой, надо ей отдать должное, не прогадала. Едва ли парламент так единодушно проголосовал бы за аннулирование паспортов, выданных гальцам, если бы не чувствовал на своей шее жаркое дыхание недовольных. Легкий мандраж у власти несомненно был.

Мой интерес к ситуации не исчерпывался оппозиционной стратегией. Не менее существенным мне казалась и ситуация, связанная с самими гальцами. Мне казалось, что они были просто обязаны решительно взяться за отстаивание своих прав. Но странно, ни массовых протестных акций, ни групповых походов в парламент... ничего. Казалось, что вся эта паспортно-гражданская эпопея касается кого угодно, но только не их. Впрочем, такая инертность легко объяснима. Да, большинству владельцев абхазского паспорта пришлось за него серьезно раскошелиться. Но обладатели корочек, получив их, гражданами Абхазии себя не ощутили. В душе-то, что уж греха таить, большинство гальцев в гробу видело независимую Абхазию. Как они считали себя гражданами Грузии, так и продолжают считать. Абхазские власти тоже особых иллюзий по этому поводу не питают. Как себя идентифицирует грузинское население Гальского района - для них дело двадцать пятое. Им нужны не граждане, а электорат.

Ну и напоследок. Не очень понятен восторг по поводу решения парламента об аннулировании незаконно выданных паспортов жителям Гальского района Абхазии. В реальности проблемы, возникшие после массового "огражданивания" 27 тысяч граждан Грузии, отнюдь не решены. На мой взгляд, парламент проголосовал за декларацию о намерениях, воплощать которые в жизнь никто не намерен. Президент Анкваб уже заявил, что не будет принимать отставок высокопоставленных чиновников, в том числе руководителей правоохранительных структур до тех пор, пока они сами не завершат проверку и не выявят лиц, нарушивших закон в период проведения паспортизации населения. То есть те, кто виновен, будут себя же и проверять. Итог такого расследования абсолютно предсказуем. Так что делаем вывод: от такой значительной по численности электоральной группы никто отказываться не собирается.
XS
SM
MD
LG