Accessibility links

Такие разные юбилеи


15-летие Победы, как хорошо всем памятно, отмечалось спустя всего месяц после "долгожданной неожиданности" – признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. И, конечно, настрой общества определялся этим вдохновляющим событием
15-летие Победы, как хорошо всем памятно, отмечалось спустя всего месяц после "долгожданной неожиданности" – признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. И, конечно, настрой общества определялся этим вдохновляющим событием
Всю предыдущую неделю погода в Абхазии менялась множество раз: то солнечно и тепло, даже жарко, то дождливо. Когда сегодня в 12 часов начался апофеоз юбилейных торжеств – военный парад в Сухуме, – было пасмурно и накрапывал мелкий дождь. Но, как говорится, пусть это для всего нашего народа будет самое большое горе.

Попасть сегодня и в предшествующие дни на все мероприятия, посвященные 20-летию Победы в Отечественной войне народа Абхазии, у меня не было, естественно, никакой физической возможности, и даже по телевизору не все успел увидеть. Поэтому поделюсь лишь парой впечатлений. Несколько дней не только по улицам столицы ездили автомобили с развевающимися абхазскими флагами, порой даже двумя-тремя, но и по небу барражировали вертолеты, к которым были подвешены огромные полотнища этих флагов (очевидно, мы наблюдали репетицию их сегодняшнего пролета над площадью Свободы). Кстати, интересно, что сперва я увидел описанную картинку с вертолетами на детском рисунке, который висел в коридоре одной из сухумских школ, а уже на следующий день обратил внимание на два таких вертолета в небе...

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:14 0:00
Скачать

Большое впечатление на меня произвел прием, устроенный 26 сентября Торгово-промышленной палатой РА в честь 20-летия в гостинице "Интер-Сухум". Вполне разделяю восторги, которыми в тот вечер поделился в Facebook также побывавший на нем замминистра иностранных дел Абхазии Ираклий Хинтба. Все было продумано до мелочей. У входов в здание и в помещения стояли парами юноши и девушки в абхазской национальной одежде, которые с улыбками приглашали гостей заходить. Каждому гостю вручали красную пластиковую сумку, в которой были выпущенные к 20-летию фотоальбом, вместивший почти полторы тысячи снимков с войны, Книга памяти и скорби со списком погибших защитников Абхазии и спецвыпуск газеты с воспоминаниями членов ТПП, которые участвовали в войне. В зале на втором этаже здания, где проходил прием (в нем два года назад состоялся чемпионат мира по домино), были накрыты праздничные столы, установлены фотостенды, выступали абхазские артисты, а на каждой из двадцати ступенек каменной лестницы, которая ведет на второй этаж, стояли с правой стороны зажженные декоративные свечи, и каждая ступенька была обозначена золотистой римской цифрой – от I до ХХ...

Меня вид этой лестницы навел на мысль сопоставить то, как проходило у нас празднование… нет, не всех, конечно, а только юбилейных, кратных пяти, дней Победы, потому что юбилейные даты всегда отличаются от обычных. И тут помогли подшивки газет... Не раз ловил себя на мысли, что листать старые подшивки порой оказывается более увлекательно, чем читать свежую прессу, особенно сейчас, в эпоху интернета, когда информация о наиболее важных событиях попадает к нам гораздо раньше очередного номера газеты. Ибо память, увы, сохраняет все "кусочками", печатный же текст на пожелтевшей от времени бумаги способен подарить нам немало "открытий чудных".

Впрочем, возвращаясь ровно на двадцать лет назад, мне приходится опираться исключительно на воспоминания, поскольку в обесточенной Абхазии СМИ возобновили работу только в самом конце 93-го. Так вот, абхазское общество переживало тогда смешанное чувство эйфории от одержанной военной победы, веры оптимистов, что через пару-тройку лет Абхазия станет членом ООН, и страхов пессимистов, что вот-вот Грузия опомнится, перегруппирует силы и двинется брать реванш. Но не сбылись ни иллюзии, ни страхи (Китовани двинулся было в новый, совсем уже авантюрный поход, но Шеварднадзе арестовал его).

Пятилетие Победы пришлось на 1998-й, на самые глухие и беспросветные годы блокады Абхазии со стороны стран СНГ. Но пятилетие, разумеется, отличалось масштабом от предыдущих празднований. Оно запомнилось первым военным парадом абхазской армии на площади Свободы и яркой красно-бело-зеленой драпировкой на ней и прилегающих улицах (дешево и сердито). Выступая на праздновании пятилетия, первый президент РА Владислав Ардзинба, в частности, вспомнил, как вечером 30.09.1993 к нему прибыл министр обороны Абхазии Султан Сосналиев и привез в дар бутыль с мутноватой водой; это была вода из пограничной реки Ингур.

Десятилетие Победы отмечалось в 2003-м, и к тому времени из-за болезни и проблем с речью Владислав Григорьевич уже не появлялся на публике. Его уговаривали присутствовать на военном параде на площади Свободы, его появление вызвало бы там, безусловно, ликование, но... Как передавали из уст в уста, он поехал на парад, его автомобиль стоял где-то неподалеку от площади, но он решил все же не появляться на трибуне. А вообще празднование тогда было намного более масштабным, чем прежние. Главное – в преддверии его впервые после войны государством были предприняты серьезные усилия по благоустройству столицы, приведена в порядок приморская набережная. "Как жаль, – писала по этому поводу газета "Нужная", – что 10-летие Победы не отмечается каждый год. Еще вчера столица, походившая на уродливую гусеницу, сегодня подобна бабочке, расправившей свои хрупкие крылышки и готовящейся к новой жизни". Я в газете "Эхо Абхазии" был настроен не так поэтически: да, столица стала преображаться, но, если не считать набережную, в других ее уголках была наведена по большей части лишь "косметика"; "по-настоящему в красивую пестрокрылую бабочку наш город превратится только после того, как вместо военных руин потянутся вверх новые жилые дома, когда заработает промышленность... Дай Бог, чтобы это случилось к 20-летию, а еще лучше – к 15-летию Победы".

15-летие, как хорошо всем памятно, отмечалось спустя всего месяц после "долгожданной неожиданности" – признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. И, конечно, настрой общества определялся этим вдохновляющим событием.

Но возвращаясь к тем надеждам, которые я излагал в газетной статье десять лет назад, приходится констатировать: ни в 2008-м, ни в 2013-м говорить о работающей промышленности, о полной ликвидации военных руин, увы, пока не приходится.

Нынешние, растянувшиеся почти на неделю праздничные мероприятия и по количеству своему, и по размаху не сравнить не только со скромными торжествами 1998-го, но со всеми остальными прежними юбилеями Победы народа Абхазии. Пытаясь снова, как и раньше, заглянуть в будущее, я думаю, что масштабнее праздновать уже даже и не стоит. Мечтается о другом – о новом фоне, на котором будут, надеюсь, проходить эти празднования: активно развивающейся экономике, политической стабильности, социальном благополучии...


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG