Accessibility links

Комсомольцы ответят "Yes!"


Первая мысль росле сообщения об отправке Лакоба в отставку Анквабом, было: неужели президент не понимает, что этим шагом он очень осложнил свое положение во внутриполитической борьбе, можно сказать – подорвал свои позиции?
Первая мысль росле сообщения об отправке Лакоба в отставку Анквабом, было: неужели президент не понимает, что этим шагом он очень осложнил свое положение во внутриполитической борьбе, можно сказать – подорвал свои позиции?
В советские времена был популярен слоган: "Если партия скажет "Надо!", комсомольцы ответят "Есть!" Ныне остряки переделали это "Есть!" в английское "Yes!" Эта замена вспомнилась мне, когда я увидел репортаж телеканала "Абаза-ТВ" о мероприятиях в Сухуме, посвященных 95-летию ВЛКСМ, где в числе возлагавших цветы к памятнику защитникам Абхазии были бывшие комсомольские работники Александр Анкваб и Нугзар Ашуба. Затем в тот же вечер я узнал, что президент Александр Анкваб назначил экс-спикера абхазского парламента (2002-2012 годы) Нугзара Ашуба на освободившееся накануне место секретаря Совбеза страны.

Тогда же пришла и догадка, почему именно сейчас, спустя полгода после острого разговора на заседании Совбеза 30 апреля, после которого Александр Золотинскович и Станислав Зосимович перестали "контактировать", в понедельник 28 октября президент освободил (без всяких озвученных мотивировок) бывшего секретаря Совбеза от занимаемой должности. Нет, я не настаиваю на данной версии, но вполне логично предположить, что произошло это просто после того, как был окончательно решен вопрос с Ашуба о замене им Лакоба.

Что ж, после того, как в 2005-м году к власти пришел тандем Багапш-Анкваб, бывшие комсомольские работники неоднократно выдвигались на ответственные посты в исполнительной власти. (Последний пример тому – глава администрации Сухумского района Жужуна Бигвава). Нугзар Ашуба – это, безусловно, надежный и испытанный соратник, с которым президенту наверняка будет работать комфортно.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:46 0:00
Скачать

Другое дело, что в результате разрыва со Станиславом Лакоба рейтинг Александра Анкваба не мог не упасть. Это так же однозначно, как то, что его рейтинг вырос, когда тот в 2011-м на внеочередных президентских выборах поддержал Анкваба. Не скажу, конечно, что именно потому Анкваб тогда выиграл, но и потому – тоже. Ибо авторитет Станислава как одного из видных деятелей национально-освободительного движения, ученого, интеллектуала в абхазском обществе столь велик, что заполучить его в свою команду стремятся обычно все политические лидеры. В 2004-м он шел в связке с Сергеем Багапшем, кандидатом в вице-президенты, но когда страна оказалась на грани гражданской войны, во имя стабилизации общественно-политической обстановки уступил это место Раулю Хаджимба.

Вместе с тем отношения со всеми тремя президентами Абхазии у Станислава Зосимовича складывались непросто. Едва став при президенте Багапше секретарем Совета безопасности, он порывался уйти, но его уговорили остаться. В 2009-м, когда в Абхазии разразился общественно-политический кризис, связанный все с тем же вопросом наделения жителей Гальского района в старых границах абхазским гражданством, он ушел-таки с этого поста по собственному желанию...

Первой мыслью моей, когда в понедельник узнал, что Анкваб отправил Лакоба в отставку, было: неужели президент не понимает, что этим шагом он очень осложнил свое положение во внутриполитической борьбе, можно сказать – подорвал свои позиции? Вскоре ситуация прояснилась – когда общественность узнала, что уже ровно полгода назад Станислав Лакоба де-факто покинул команду президента: ведь они все это время даже не общались, не было проведено ни одного заседания Совбеза, хотя они не раз напрашивались – после убийства российского дипломата Вишернева и его супруги, обнаружения тел бизнесмена Клемантовича и его спутницы...

И вот тут неизбежно задаешься вопросом: что же помешало Александру Золотинсковичу преодолеть кризис в межличностных отношениях с бывшим секретарем Совбеза (ставлю вопрос именно так, потому что ему это было нужно гораздо больше)? На ум приходят две версии. Или эмоционально-иррациональное победило здесь рациональное и президент не смог подняться над своими чувствами и амбициями. Или же он твердо решил стоять на прежних своих позициях относительно паспортизации в восточных районах Абхазии, а Станислав Лакоба в качестве секретаря Совбеза был бы тут для него серьезнейшей преградой.

Опубликованное вчера "Сообщение для СМИ" официального представителя президента РА Кристиана Бжания, подготовленное в ответ на заявление Координационного совета политических партий и общественных организаций Республики Абхазия в связи с отставкой Станислава Лакоба, начинается со следующего:

"Обвинение президента Александра Анкваба в отсутствии намерения "возвращать решение вопроса паспортизации в законное русло" и продолжении "курса, идущего вразрез с коренными интересами нашего народа", не имеет под собой никаких оснований, является откровенно ложным и преследует конкретные узкополитические интересы представителей оппозиционных организаций".

А мне в связи с этим давно хочется сказать: может, хватит жонглировать словами "законное – незаконное", давайте, в конце концов, определимся. Считает ли исполнительная власть законно выданными все паспорта, где основанием считать доказанным отказ от грузинского гражданства является только письменное заявление претендента на получение абхазского паспорта? Судя по недавнему отчету Генпрокуратуры в парламенте, так оно и есть. Но это же курам на смех, ибо даже сами гальские мегрелы наивно-лукаво заявляют в СМИ, что полагают: это их заявление имеет юридическую силу только... на территории Абхазии.

Что касается политического будущего Станислава Лакоба, то я бы не стал спешить зачислять его в ряды оппозиции, тем более в оппозиционные структуры, о чем свидетельствует и его достаточно обтекаемый ответ на вопрос на недавней пресс-конференции о планах. Слишком он самодостаточная и самостоятельно мыслящая фигура, слишком он во внутренней политике "кошка, которая гуляет сама по себе". Но вот в том, что еще одним жестким критиком политики Александра Анкваба, критиком, у которого теперь развязаны руки, прибавилось, сомневаться не приходится.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG