Accessibility links

Сосо Цискаришвили: "Напряжение было ожидаемо"


Сосо Цискаришвили
Сосо Цискаришвили
Сегодня в парламенте Грузии кандидат в премьер-министры Грузии Ираклий Гарибашвили отвечал на вопросы депутатов парламента. Обычный процесс, предшествующий утверждению новой кандидатуры премьера парламентом, перерос в острую полемику между Гарибашвили и его оппонентами – депутатами от меньшинства.

Кандидат в премьер-министры обвинил прежние власти Грузии в создании "фасадной демократии, основанной на лжи и фальши". Он назвал "режим Саакашвили продуктом неофашизма", где люди, преставлялвшие этот режим, боялись своего же собственного лидера. Главным достижением парламентских выборов-2012 Гарибашвили назвал то, что народ Грузии почувствовал себя по-настоящему свободным.

Политолог Сосо Цискаришвили считает, что выступление Ираклия Гарибашвили в парламенте еще раз доказывает его приверженность курсу восстановления справедливости в стране.

– Сегодня мы были свидетелями острой полемики между членами парламентского меньшинства и кандидатом в премьер-министры Грузии Ираклием Гарибашвили. Как вы считаете, тон премьера и эпитеты, которыми он наградил бывшую власть, позволяют надеяться, что новая будет готова выдержать, как выразился депутат Георгий Канделаки, "цивилизованную политическую конкуренцию"? Не говорит ли это об обратном, что новая власть вообще уже не рассматривает оппозиционное меньшинство как конкурентоспособную силу?

– Я думаю, что такой сценарий мы наблюдаем уже не в первый раз, мы помним, как обращались с предыдущим кандидатом в премьер-министры, господином Иванишвили те же лица, которые сегодня сидели в парламенте. Мы все последние дни слышим от них, что они не поддержат новое правительство, поэтому напряжение было ожидаемо. Вполне естественно и то, что нынешнее состояние грузинской оппозиции, которая на самом деле до сих пор являлась второй властью, стало намного трагичнее, потому что их лидер покинул не только президентское кресло, но и все восточное полушарие нашей планеты. Неожиданностью оказалось другое – то, что министр внутренних дел, который, несмотря на все трудности на служебном пути, весь год провел в спокойном режиме, вдруг оказался настолько агрессивным, что сумел отразить все атаки депутатов от "Национального движения". Они были явно ошеломлены – хотели провести игру в одни ворота, но при каждом опасном моменте получали гол в свои ворота. Смотреть на это зрелище было малоприятно, но, с другой стороны, откровенность будущего премьера даже превзошла качества его предшественника, который благодаря исключительной искренности явно выделялся на фоне всех лидеров Грузии последнего десятилетия...

– То есть осиротевшему меньшинству рассчитывать уже не на что?

– Оно, естественно, будет бороться и дальше по той простой причине, что философия "Нацдвижения" начинается и заканчивается изречением: "Нападение – лучшее средство для защиты". Они и действуют в таком духе. И немаловажен тот факт, что их обвинения нередко тиражируются потом ответственными лицами то в Европе, то в США.

Примерно 10 дней назад я был в Берлине и в Брюсселе, где мне приходилось встречаться с депутатами Европарламента и бундестага. Легко было понять, что грузинские дипломаты не потратили нужных сил для должного информирования ответственных лиц в Европе, и поэтому последние, следуя убеждениям членов "Нацдвижения", считают, что госпожа Тимошенко и господин Мерабишвили – это политические близнецы, и никакой разницы в претензиях, предъявляемых к ним со стороны, сотоветственно, властей Грузии и Украины, нет. Там четко считают их политзаключенными.

Но мне одновременно приходит на память и послание президента Обамы в начале арабской весны, в котором он говорит о том, что партнерами США являются не власти той или иной страны, а ее народ. И если эта формула будет действовать и в отношении Грузии, можно получить довольно четкий результат.

Все эти отдельные нюансы складываются в одну картину, как только в прямом эфире вновь разгораются дискуссии между представителями "Нацдвижения", которые все еще стараются не падать духом, и представителями новых властей, которым уже, похоже, надоело целый год играть в коабитацию. И, скорее всего, когда новый премьер Грузии как в стране, так и за рубежом уже не будет иметь перед кем бы то ни было личных обязательств, он будет действовать четче в процессе восстановления справедливости, в том процессе, которого практически безрезультатно все ожидали весь прошлый год.

– Надо ли считать, что именно сравнение режима Сакашвили с неофашистским развяжет премьеру руки и позволит довести это решение – добиться восстановления справедливости – до конца?

– Эту фразу, скорее, надо отнести к недостаточной опытности оратора, который оказался перед лицом 40 разгневанных мужчин, ведь целый год, находясь в ранге министра внутренних дел, он только выслушивал комплименты за честную и результативную работу. И когда на него нападают именно те персоны, которые в течение предыдущих девяти лет абсолютно игнорировали все законы и общечеловеческие ценности в стране, выдержать это трудно. Тем не менее он, не сдаваясь, и не стремясь уйти от вопросов, как это сделал бы опытный дипломат, решил все же высказаться.

Я уверен, что большинству телезрителей импонировала именно такая позиция нового премьера. Потому что премьер-министр, который покидает на этой неделе свой пост, был все же более уравновешенным и принимал решения с учетом довольно большого числа рекомендаций со стороны европейских и американских партнеров.
XS
SM
MD
LG