Accessibility links

Фармацевтический рынок Грузии. Прошлое и перспективы


Фармацевтический рынок страны делят между собой три монополиста, в руках которых сосредоточена львиная доля производства и импорта лекарств
Фармацевтический рынок страны делят между собой три монополиста, в руках которых сосредоточена львиная доля производства и импорта лекарств
На прошлой неделе министр здравоохранения Давид Сергеенко заявил, что после продолжительных переговоров на фармацевтический рынок страны решено пустить пять фармацевтических компаний: из Великобритании, Венгрии, Германии и Израиля.

«Теперь зависит от нас, насколько эффективно мы сможем задействовать систему контроля качества, чтобы открыть рынок для этих компаний», – резюмировал Давид Сергеенко.

Министр не стал указывать, какие именно фирмы намерены работать в Грузии. По его словам, пока он не может этого сделать, поскольку переговоры еще ведутся.

Это заявление вызвало неприкрытое раздражение местных монополистов, уже давно поделивших между собой грузинский рынок.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:45 0:00
Скачать

Как заявил глава грузинского фармацевтического гиганта PSP Каха Окриашвили, правительству лучше было бы позаботиться об онкологических больных, нежели приводить в эту сферу бизнеса новых игроков:

«Самыми развитыми в Грузии являются банковский и фармацевтический секторы, зачем сюда кого-то вводить? Лучше бы помогли с развитием экспорта, десять лет упрашиваем правительство».

Комментировать ситуацию во второй по величине компании «Аверси» отказались, пресс-секретарь Лали Брегвадзе заявила, что «и так всем все ясно».

Поясню, что по последнему докладу неправительственной организации «Международная прозрачность – Грузия», фармацевтический рынок страны делят между собой три монополиста, в руках которых сосредоточена львиная доля производства и импорта лекарств. Впрочем, назвать производством то, чем они занимаются, сложно. В Грузии лишь пакуют препараты, импортируемые из третьих стран. Этим же монополистам принадлежат большая часть аптечной сети и страховые компании страны.

Естественно, что в связи с монополизацией произошел немыслимый рост цен – наценка на лекарства в Грузии больше в два раза, чем в Италии, и в три раза – чем в Чехии.

Не обошлось и без политической подоплеки. Один из учредителей сети PSP (как утверждают знающие люди, он остается настоящим ее владельцем) Каха Окриашвили – член парламента от «Единого нацдвижения» с 2004 года и по сегодняшний день. Он же в течение длительного времени был членом комитета парламента по здравоохранению.

Участие крупных фармацевтических фирм в предвыборных кампаниях «националов» тоже было обычной практикой. Только в течение трех лет до 2011 года монополисты пожертвовали в казну ЕНД около 600 тысяч лари и заключили контрактов на получение госзаказов на сумму один миллион лари.

Можно сказать, что меры, принятые правительством, наконец, дали первые скромные результаты. Цены на медикаменты упали в среднем на 20%, появились финансируемые государством системы скидок для малоимущих граждан.

У происходящего есть и оборотная сторона. Новые игроки, конечно, потеснят монополистов, но их появление может окончательно разорить мелкие аптечные сети. Вот каким видит решение проблемы председатель ассоциации «Гвахсовдес Гипократе» Марина Беридзе:

«Если в законодательство не будут внесены изменения, разделяющие оптовую и штучную торговлю медикаментами, если не будет определен максимальный потолок наценок, а также если в рецепте не будет указываться активное вещество и не будет проводиться контроль качества ввозимой продукции, то ситуация только усугубится. Появятся новые крупные игроки, а мелкий аптечный бизнес разорится, что оставит без работы массу населения».
XS
SM
MD
LG