Accessibility links

Московские пряники


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
Вот уже несколько дней политически активные граждане Грузии обсуждают заявление Путина о возможном упразднении визового режима и пытаются понять, что бы это значило. Подобные ласкающие слух слова говорились президентом России не раз и не два, однако не исключено, что решение по этому поводу все же будет принято, так как заявление Путина нельзя рассматривать в отрыве от событий вокруг Украины, Армении, Азербайджана и Киргизии.

Как говорил Аль-Капоне, «пистолет и доброе слово – это лучше, чем просто доброе слово». Так и в политике – «кнут и пряник». Однако в том, что касается возможности втащить Грузию в ТС и ЕврАзЭС, Москва с кнутами перегнула, и они все либо сломаны, либо основательно погнуты. Самое главное - Абхазия и ЮО – уже признаны. С этим ничего не поделаешь, и самый страшный для Тбилиси кнут таким образом бездействует.

Вроде бы нашли второй – это демонстративное протягивание колючей проволоки с будто бы нечаянным отхватом контролируемых Тбилиси территорий – по 300, 400, 500 метров. Выглядит это крайне неприятно, но потерявши голову по волосам не плачут – какой дурак согласится пересматривать свою стратегию из-за 300 метров в ситуации, где оккупированы аж 20%? Другие кнуты, такие как энергетическая зависимость, экономические узы, цены на газ, и многое другое, – все ушло в прошлое еще при «националах».

В этой ситуации, видимо, российские власти вспомнили, что нехило было бы попробовать и пряник. Но беда в том, что и пряников – раз-два и обчелся. Это – российский рынок и то самое – отмена виз.

Скажу сразу: я однозначный сторонник и одного, и второго. И не только потому, что открытый рынок и открытые границы хороши сами по себе. А еще и потому, что использование этих пряников позволит, наконец, разрушить два фундаментальных совковых мифа: о том, что открытие российского рынка возродит экономику Грузии, и что стоит только открыть границы, как вся Грузия рванет в Россию делать многомиллионный бизнес.

Один миф практически рухнул. Грузинский экспорт поступает в Россию без каких-либо ограничений: вино, минералка, овощи, фрукты – пожалуйста, никаких ограничений. И что в результате? Да, очень многие сумели воспользоваться открытием рынка и продать больше минералки, яблок, цитрусов и зелени. А виноделы вообще беснуются от восторга, продав за полгода 20 млн бутылок вина.

Замечательно, конечно, но что это дает по большому счету? В общем - ничего. Гора родила мышь: открытие рынка, которое местными люмпенами и красной интеллигенцией воспринималось чуть ли не как план Маршалла, дало довольно скромные результаты. Собственно говоря, иначе и быть не могло, так как достаточно было немного пораскинуть заплывшими от переедания мозгами, чтобы понять разницу между 300-миллионным закрытым плановым СССР и 140-миллионной рыночной, очень конкурентной Россией.

Миф рушится на глазах: РФ из земли обетованной превращается в крупный рынок, но в любом случае – один из многих. Пряник зачерствел, потеряв былую привлекательность.

Теперь я с нетерпением жду отмены визового режима для того, чтобы рухнул еще один глупый миф – о том, что с открытием границ тысячи грузин ринутся в Россию, где их у трапа самолета будут ждать блондинки с большими бюстами и потенциальные бизнес-партнеры со слезами на глазах: «Кормильцы наши, где же вы пропадали...»

Многие приводят в качестве примера Армению, откуда идет массовая миграция в Россию, предсказывая аналогичное развитие событий и в отношении Грузии. Только вот разница в том, что армянам есть куда ехать: они едут к своим земляками, которые, во-первых, контролируют чуть ли не треть России, а во-вторых, у них все еще сохранилась традиция помогать своим.

Ни того ни другого нет у грузин. Нас в России относительно немного, богатых еще меньше, а мнение о том, что грузины друг другу помогают, – это не более чем лозунг или тост. Наоборот, не желая стеснять себя лишними обязательствами, среднестатистический грузин предпочтет иметь дело с местным русским, чем с каким-то там своим родственником.

Миф о манне небесной после открытия границ рухнет за несколько месяцев – могу дать голову на отсечение. Не стоит забывать, что хоть визовый режим был введен в далеком 2001 году, примерно до 2006 года он был исключительно либеральным – купить визу можно было у многочисленных «турагентств», вообще не приходя в посольство РФ. И никакой особой миграции в Россию в то время не было.

Сегодня этого никто не помнит, грузины вообще так устроены, они редко помнят что-то дольше чем пару лет. Но в случае открытия границ вспомнят. И, наконец, поймут, что их дешевые ужимки в России уже никому неинтересны. Своих умников хватает.

Потеряв два фундаментальных экономических мифа-пряника, Россия останется только с православием и гей-угрозой, а на этой чепухе далеко не уедешь. Так что... Владимир Владимирович! Вперед!!!
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG