Accessibility links

Миша, Запад, прокуратура


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
Вот уже вторую неделю вся Грузия обсуждает главный вопрос повестки дня - вызов Саакашвили в прокуратуру для дачи показаний. Собственно говоря, спор этот беспредметный и носит скорее теоретический характер – никаких практических шансов получить Мишу на блюдечке с голубой каемочкой у «Грузинской мечты» нет. Ни американцы, ни европейцы даже теоретически не допускают возможности выдать экс-президента его кровным врагам…

«Мечта» об этом прекрасно знает, и цель в данном случае – вовсе не арест Саакашвили, а шумовая завеса, пропагандистская кампания. В Тбилиси никому не нужен Миша под замком, всем нужны разговоры о том, как хорошо было бы увидеть его в арестантской робе.

В общем, в этой ситуации у каждой из сторон своя правда и своя ложь. Понятно, что у следствия накопилось большое количество вопросов к экс-президенту, среди них есть вопросы сугубо надуманные, есть и вполне реальные. Казалось бы, аргументация со стороны власти вполне понятная и логичная: «никто не должен стоять выше закона», «В Италии допросили Берлускони, в Германии – Гельмута Коля, во Франции - Жака Ширака» и т.д.

Вроде бы все правильно, однако дьявол, как известно, в деталях. А детали таковы, что в последние несколько месяцев в тех вопросах, которые касаются прошлой власти, фактически прокуратура стала неотъемлемой частью правительства: премьер-министр беспардонно высказывает свое мнение, разбрасывается злыми и желчными комментариями по вопросам, которые никаким боком не входят в его компетенцию. Например, по делу Жвания он свободно рассуждал о том, что «повреждения на теле были нанесены при жизни», «это наводит на подозрения» и т.д.

Я что-то не понял: премьер-министр у нас кто – эксперт-патологоанатом? Насколько я помню, вся героическая трудовая биография Ираклия Гарибашвили заключается в том, что в фонде Бидзины Иванишвили он перекладывал бабло из одного – большого – кармана в тысячи других, мелких. Вот уж не думал, что это требует навыков патологоанатомии.

Совсем уж забавно идет расследование дела Жвания, по которому допрашивают и арестовывают то охранников погибшего премьера, то водителя Саакашвили. Если так пойдет дальше, то прокуратура скоро будет ходить по улицам с транспарантом – «Люди добрые, сами мы не местные, сделайте доброе дело, дайте кто-нибудь показания, что Миша стукнул Жвания пепельницей по голове». Нет чтобы взять да провести эксгумацию и закрыть тему, но нет, никому не нужно расследование дела Жвания, всем нужны разговоры о расследовании дела Жвания...

Понятно, что в этой ситуации наши западные союзники меньше всего доверяют разговорам о Берлускони и Шираке. Более того, властям не удалось заполучить куда менее известного и распиаренного экс-министра обороны Давида Кезерашвили, которого французский суд решил не экстрадировать в Грузию. А еще экс-министр юстиции Зураб Адеишвили спокойно живет себе в Венгрии, и официальный Будапешт вообще никак не реагирует на запросы Тбилиси.

А все потому, что у «мечтателей» – слишком длинные языки. Чем больше первые лица будут прилюдно делать свои выводы относительно виновности или невиновности кого-либо, тем меньше у них шансов увидеть кого-то из них в наручниках, а Мишу – тем более.

Впрочем, я не оправдываю и Саакашвили. Понятно, что он не должен приезжать в Тбилиси, чтобы не возбуждать излишний аппетит у «мечтателей», которые и так, кроме как о «девяти годах», ни о чем говорить не могут. Но ничто не мешало ему дать показания по скайпу – тем более, как я сказал, среди тем, по которым его планируется допросить, есть несколько притянутых за уши, в особенности связанных с приватизацией. Однако есть в пакете прокуратуры и вполне серьезные дела, по которым Саакашвили обязан был дать ответ вне зависимости от того, что из себя представляет наша прокуратура.

И последнее, пожалуй, самое решающее в этом вопросе: почему Запад так защищает Мишу? «Мечтатели» и тут идут простым путем – «лоббисты неправильно информируют западные правительства». На самом деле – это абсолютная глупость. Запад прекрасно знает все мрачные стороны прошлой власти, однако никогда не выдаст его Тбилиси по одной простой причине: они, как взрослые люди, прекрасно понимают, чем была Грузия 2003 года, какая это была беспросветная, глухая клоака, на которую даже западные союзники махнули рукой и смотрели примерно так, как смотрят близкие люди на человека, умирающего от рака.

Конфликт вокруг персоны Саакашвили и эпохи ЕНД – это отражение давней дилеммы: что важнее – процедура или целесообразность? Оправдывает ли цель средства? Если страна нуждается в быстрых и жестких преобразованиях, можно ли отказываться от них ради процедур? Так ли важны процедуры, когда под вопросом стоит судьба государства как такового?

Вопросы эти существуют столько же лет, сколько существует организованное человечество. И по-прежнему, как во все предыдущие 5000 лет, четкого и однозначного ответа нет.

Позиция западных стран в отношении девятилетки ЕНД – это одна из версий ответа на этот вечный вопрос: судя по всему, в Европе и США сочли, что заслуги ЕНД в строительстве государства в конечном итоге важнее допущенных ими безобразий. Так как это было во всех без исключения странах мира, ни одна, самая процветающая страна мира не смогла избежать такого периода. В этом главная причина того, что, сколько бы ни возмущались «Мечтатели», Мишу им не видать как своих ушей.

Остается только спорить. Как уже было сказано, никому не нужен Саакашвили под замком...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG