Accessibility links

Чудны тарифные дела!


Подавляющее большинство пассажиров даже не подозревает о том, что тариф снижен. Ну, а те, которые «в курсе», не хотят выглядеть крохоборами. И даже не то, что требовать сдачу, а просто отсчитывать 12 рублей и давать их, как это чаще всего принято у нас, водителю при выходе им кажется стыдным. Такова психология современного сухумца
Подавляющее большинство пассажиров даже не подозревает о том, что тариф снижен. Ну, а те, которые «в курсе», не хотят выглядеть крохоборами. И даже не то, что требовать сдачу, а просто отсчитывать 12 рублей и давать их, как это чаще всего принято у нас, водителю при выходе им кажется стыдным. Такова психология современного сухумца
С величайшим удивлением прочел распространенную недавно абхазскими СМИ информацию о максимальных тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом. А именно: проезд пассажиров по столице республики в маршрутных такси по линиям «Новый район – рынок», «Рынок – Кяласур» стоит отныне 12 рублей, «Рынок – Маяк» – 8 рублей.

Причина же моего удивления была в следующем: еще осенью прошлого года было опубликовано сообщение о повышении с 1 января 2014 года стоимости проезда в сухумских маршрутках с 10 до 15 рублей. То ли потому, что до Нового года пассажиры маршруток (а это, пожалуй, самый популярный вид общественного транспорта в современном Сухуме) успели морально подготовиться к повышению тарифа в полтора раза, то ли потому, что цена в 10 рублей держалась почти десятилетие и все понимали неизбежность повышения, горожане встретили его спокойно. А водители маршруток на всякий случай дружно разместили в салонах своих машин таблички, на которых аршинными буквами извещалось: «Проезд – 15 рублей».
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:08 0:00
Скачать

Сегодня эти таблички уже исчезли, но никаким, даже самым мелким шрифтом ни в одной маршрутке, естественно, не написано, что проезд теперь 12 рублей (не говоря уже о восьми). И ни один маршрутчик еще, естественно, за минувшие дни сдачу с 15 рублей не возвращал. Я, по крайней мере, время от времени пользуясь этим видом транспорта, такого чуда своими глазами не видел.

Подавляющее большинство пассажиров, судя по проведенным мной опросам, даже не подозревает о том, что тариф снижен. Ну, а те, которые «в курсе», не хотят выглядеть крохоборами. И даже не то, что требовать сдачу, а просто отсчитывать 12 рублей и давать их, как это чаще всего принято у нас, водителю при выходе им кажется стыдным. Такова психология современного сухумца. Сужу и по собственным ощущениям, и по распространенным сценкам, когда каждый из двоих знакомых, встретившихся в маршрутке, начинает настаивать, что именно он заплатит за обоих. Кстати, хорошо памятно, что еще в начале нулевых годов, когда тариф проезда на сухумской маршрутке составлял 5 рублей, маршрутные такси часто даже в час пик ходили полупустыми: для многих сухумцев это было слишком дорого, и они терпеливо дожидались троллейбусов.

Попытался разобраться в причинах описанного ценового метания. Но ряд госчиновников, которым дозвонился, оказались «не в теме»: не исключаю, что некоторые из них вообще привыкли, как говорится, наблюдать жизнь исключительно из окна служебного автомобиля. А молодую сотрудницу одного из отделов Министерства экономики я своим вопросом весьма удивил; при этом она добавила, что сегодня приехала на работу с рынка на маршрутке и заплатила, как обычно, 15 рублей. Наконец, министр экономики Давид Ирадян растолковал, как все было.

Решение о повышении тарифа на проезд в полтора раза, поведал он, приняло в прошлом октябре Сухумское городское собрание. Но это, во-первых, вне его компетенции, так как вопросами ценообразования занимается кабинет министров; во-вторых, цена 15 рублей не подкреплена расчетами. Так можно «назначить» цену и в 20, и в 30 рублей... Если же исходить из сегодняшних затрат маршрутчиков и средней заполняемости машин на 60%, то тариф на наиболее популярные маршруты в Сухуме должен составлять именно 12 рублей. Мы, говорит Давид Акопович, направили соответствующие письма и в горсобрание, и в администрацию города. Но только недавно кабмин утвердил предложения министерства по обоснованной тарификации проезда на городских маршрутках. «И вы думаете, что теперь будут платить по 12 и 8 рублей?» – спросил я его. «Ну, это дело уже контролирующих органов, чтобы решение кабмина выполнялось».

Мне же кажется, что тут даже и пари заключать никто не будет: на практике снизить такую плату после ее повышения в условиях рыночной экономики так же нереально, как и затолкать обратно выдавленную из тюбика пасту. При этом депутаты горсобрания, подумалось, исходили из житейского расчета: люди предпочитают более «круглые» цифры тарифов, а завышенный тариф можно зато дольше не «трогать», не повышать...

Сегодня я совершил «контрольную» поездку на маршрутке и, прикинувшись «шлангом», спросил при выходе у водителя, сколько стоит проезд. Он, в свою очередь, прикинувшись «шлангом», ответил, что 15 рублей.

Побывал я также у председателя Сухумского городского собрания Константина Пилия. Он показал письмо от главы администрации города, датированное еще прошлым сентябрем, где собранию предлагалось утвердить тариф в 15 рублей. А также сказал, что маршрутное такси относится к общественному транспорту, работа которого регулируется органами местного самоуправления. А единственным, по его мнению, результатом снижения тарифов на проезд в маршрутках будет то, что их владельцы начнут меньше платить налогов – исходя из тарифа 12 и 8 рублей.

Все городские маршрутчики, кстати, прикреплены к автобусному парку, который утверждает им маршруты и взимает по 130 или 150 рублей в день, в зависимости от вместимости салона.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG