Accessibility links

Украинский «Славутич» по-осетински


Общество «Славутич» объединяет сегодня более ста человек, причем не только украинцев, но и близких им по духу белорусов. Единомышленники относятся к созданному ими детищу не формально: они искренне желают сохранить вдалеке от дома элементы родной культуры
Общество «Славутич» объединяет сегодня более ста человек, причем не только украинцев, но и близких им по духу белорусов. Единомышленники относятся к созданному ими детищу не формально: они искренне желают сохранить вдалеке от дома элементы родной культуры
В Южной Осетии проживают выходцы из Украины. Людмила Лукаш, которая живет в республике более сорока лет, решила организовать национально-культурный центр «Славутич».

Людмила Лукаш-Цховребова рассказывает, что приехала в Южную Осетию c мужем, с которым училась на одном курсе Одесского технологического института. Родители отнеслись к ее выбору с пониманием, только бабушка, волнуясь, спрашивала: «Внучка, а кто такие осетины? Не бусурманы ли они?»

Начало ее цхинвалской жизни, как она сама говорит, было положено «еще в прошлом веке» – в 1971 году. Родители Валерия приняли девушку как свою дочь. Вместе с мужем они вырастили троих детей, сейчас счастливы, ухаживая за шестью внуками и внучками. В 70-е годы, по словам Людмилы, ее как-то совсем не интересовало, живут ли в республике другие украинцы. Но волею судеб с некоторыми из них ее свела работа, они оказались коллегами. Идея объединить украинцев Южной Осетии появилась у нее только после 2008 года:

«Решили с ними создать украинское общество. Молодежь, дети – многие из них вообще никогда не были на Украине, украинский язык даже на слух не знают. Когда мы решили организовать общество, то хотели сделать это в виде национально-культурного центра. Чтобы те из украинцев, кому интересно, могли газеты почитать. Мы думали получать и периодику на украинском, создать мини-библиотеку. Есть у нас и такие, кто умеет петь и танцевать».
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:10 0:00
Скачать

По словам Цховребовой, национальное общество «Славутич» существует пока только на бумаге, ведь местные украинцы так до сих пор и не смогли найти помещение для организации. Людмила прекрасно понимала, что после августовской войны в разрушенной республике и многие государственные учреждения остались без крыши над головой. Поэтому она не стала обращаться с просьбами о выделении площади к властям Южной Осетии. Однако ей удалось наладить контакт с Минздравом, который выделил «Славутичу» бесплатные путевки на отдых и помог в лечении больного ребенка. А вот чиновники родной Украины общаться с обществом не захотели:

«Пока был Ющенко, я писала на его имя. Ни ответа, ни привета. Потом написали в Украину, когда там был Янукович. Тоже ни письма, ни ответа. Писала я в посольство Украины в Москве, в консульский отдел, который занимается соотечественниками за рубежом. Я писала им, что мы не просим прислать нам денег. Я просила помочь нам организовать национально-культурный центр. Допустим, высылать нам периодику, литературу на украинском. Через какое-то время мне приходит ответ из украинского МИДа, где написано: «В данный момент ничем помочь не можем».

Людмила внимательно следит за сегодняшними событиями на Украине, где у нее осталось много родственников:

«Очень тяжело, конечно, больно, что такая благодатная Украина, такая богатейшая страна, и вот так ее рвут на части. Люди одной нации не могут между собой договориться. Тяжело особенно мне, которая, живя в осетинской среде, никогда не чувствовала ни притеснений, ни унижений, ни оскорблений по национальному признаку. Разные нации – мы понимаем друг друга, мы живем нормально. А там одна нация. Страшно, когда уже вот такое происходит».

Женщина тут же вспоминает события августа 2008 года, когда сидела в подвале под обстрелом. Я знала, говорит она, что в рядах грузинской армии были наемники из Украины. И всякий раз, когда рядом с домом разрывался снаряд, думала, что мне, как украинке, было бы чертовски обидно погибнуть от руки своего соотечественника.

Родной язык Люда не забыла, до сих пор любит читать книги на украинском. Хотя, по ее признанию, с годами смысл отдельных слов теряется, все-таки русский и осетинский стали для нее основными.

Общество «Славутич» объединяет сегодня более ста человек, причем не только украинцев, но и близких им по духу белорусов. Людмила знает, что многие национальные общества в Южной Осетии прекратили свое существование. Но рассчитывает на то, что с ее организацией подобного не произойдет, поскольку и она сама, и ее единомышленники относятся к созданному ими детищу не формально. Они искренне желают сохранить вдалеке от дома элементы родной культуры.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG