Accessibility links

Бизнесмен-патриот и последний крестовый поход


Дмитрий Мониава

Дмитрий Мониава

Вроде обошлось. После того, как 17 мая прошлого года священники вывели на улицы тысячи демонстрантов, которые яростно атаковали группу активистов, намеревавшихся отметить Международный день борьбы с гомофобией, многие ждали, что эпическое побоище с массированным применением табуреток и прочих подручных средств произойдет и в этом году. Но защитники прав ЛГБТ на сей раз воздержались от каких-либо акций, а их оппоненты провели шествия и молебны в честь Дня семьи, который, согласно недавней инициативе Патриарха, отныне будет отмечаться именно 17 мая. Немного помитинговав на проспекте Руставели и изругав власти за принятие антидискриминационного закона, демонстранты мирно разошлись по домам. Но это еще не конец истории и даже не кульминация.

Поиск форм сосуществования духовной и светской властей, которые время от времени так и норовят немножечко придушить друг друга в объятиях, начался аж в V веке с весьма бурной и символичной сцены. Когда Вахтанг Горгасали на вершине славы решил провести церковную реформу, то епископ Микаэл, обвинив царя в вероотступничестве, проклял его вместе с победоносным войском. Вахтанг, пытаясь сгладить углы, направился к разбушевавшемуся иерарху и преклонил колена, дабы коснуться его ризы, но Микаэл пнул самодержца и выбил ему зуб. После чего потерпевший отправил епископа на разбирательство в Константинополь, а вместе с ним и зуб как вещественное доказательство, и принялся реформировать грузинскую церковь с утроенным энтузиазмом, по ходу дела добившись ее автокефалии. Тогда-то и началась многовековая борьба, полная интриг, заговоров и неожиданных виражей, в один из которых страна пытается вписаться прямо сейчас.

Принятие закона «Об искоренении всех форм дискриминации», в котором, вопреки воли Илии II, упомянуты «сексуальная ориентация» и «гендерная идентичность», всего лишь тактический эпизод, информационный повод и, если угодно, детонатор. На самом деле патриархия стоит перед намного более серьезным выбором. Влияние Церкви на общество огромно, и священники убедительно доказали, что могут повести за собой десятки, а то и сотни тысяч граждан. Но этот ресурс конвертирован в политическое влияние лишь отчасти. Министры и депутаты могут стоять на коленях перед алтарем и клясться в верности Патриарху, но в критический момент большинство из них будет слушаться не его, а Бидзину Иванишвили, что и произошло в связи с упомянутым законом. Поэтому у церковных иерархов может возникнуть желание значительно усилить свои позиции в политическом пространстве, не вступая при этом в прямую конфронтацию с властями, поскольку это обрушит всю Грузию и похоронит обе стороны под обломками.

Для описания ситуации можно использовать и такую метафору: когда в Средние века архиепископства вели войны с соседями-феодалами, то церковники не командовали войсками сами, а находили для этого полководцев из числа мирян. Итак, у патриархии есть целая армия радикальных консерваторов и традиционалистов. Дело за политиком, который, получив благословение, поведет ее в бой.

Отмобилизовать эту часть электората пытались многие, но без однозначного одобрения церковников особых успехов не добивались. И, возможно, следует обратить внимание на разбогатевшего в России бизнесмена Левана Васадзе, который резко активизировался в последнее время. Многие специалисты по связям с общественностью и политтехнологи, наблюдающие за его действиями, склоняются к выводу, что фигуранта вот уже несколько лет целенаправленно, очень аккуратно и профессионально раскручивают, готовя к триумфальному выходу на политическую арену. Его имидж вылизан до зеркального блеска. Внешность – вполне гламурная, идеи, по сути, фундаменталистские. Но при этом он не впадает в риторический фанатизм, в целом высказываясь в духе упертых евроскептиков-националистов. Характер грузинский, то есть совсем не нордический; беспощаден к врагам Его Святейшества.

Воцерковленный «бизнесмен-патриот» отнюдь не новый образ в постсоветской и восточноевропейской политике. Но мало кто из них стартовал с такой безусловной поддержкой соответствующих групп избирателей. Здесь следует учесть традиции грузинского политического мессианизма и вечный подсознательный поиск «настоящего Отца», который так актуален для части общества. Те, кто шел за священниками 17 мая, в основной массе последуют и за ним, если их духовные лидеры недвусмысленно санкционируют этот крестовый поход в политику.

Формально Васадзе отказывается от роли политического вождя и публикует пространные статьи с цитатами из Библии, в которых критикует власти и призывает к роспуску парламента (в связи с принятием антидискриминационного закона). Он немного медлит, и это неслучайно. Вступив в схватку до развала правящей коалиции или до того, как заоблачный рейтинг Бидзины Иванишвили немного снизится, он рискует потерпеть серьезное поражение. Но если после июньских выборов в органы местного самоуправления коалиция прекратит существование (а это вполне возможно), Васадзе получит возможность утверждать свою политическую идентичность, не только критикуя «националов» или «пропагандистов гомосексуализма», но и противопоставив себя ушедшим в свободное плавание либералам-западникам, которые сегодня, как щитом, прикрыты авторитетом Иванишвили.

Если не он – так другой. Желающих поднять меч Защитника Веры и повести за собой толпы консерваторов-крестоносцев более чем достаточно. Но в данный момент наиболее актуальной является именно рассмотренная кандидатура. Главный вопрос в том, начнут ли церковные иерархи масштабную проактивную игру, обеспечив прорыв на авансцену новой политической силы, для создания которой практически все готово.


Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции
XS
SM
MD
LG