Accessibility links

Административный ресурс как неизбежность


После ноябрьского политического кризиса, когда жители республики вышли на улицы Цхинвала, Южная Осетия прошла некую точку невозврата: люди стали свободнее, они больше не готовы мириться с произволом власти
После ноябрьского политического кризиса, когда жители республики вышли на улицы Цхинвала, Южная Осетия прошла некую точку невозврата: люди стали свободнее, они больше не готовы мириться с произволом власти
В республике Южная Осетия проходит избирательная кампания в парламент. Используется ли в республике административный ресурс против кандидатов в депутаты?

По славам кандидата от «Народной партии» Амирана Дьяконова, его партия позиционируют себя на выборах как конструктивная оппозиция. Несмотря на то что она располагает второй по численности фракцией в парламенте, в списках партии нет высокопоставленных чиновников или толстосумов, способных задействовать на выборах административные рычаги, лоббировать интересы «Народной партии». Судя по всему, успех оппозиционной партии не входит в планы руководства республики. Тем не менее, говорит Амиран Дьяконов, «народники» не видят попыток помешать им вести предвыборную агитацию, поставить в неравные условия с прочими конкурентами:

«Административный ресурс всегда будет использоваться на выборах. Мы это понимаем и принимаем как неизбежность. Бороться с его проявлениями у нас нет особого желания, потому что какого-то административного давления на ход нашей избирательной кампании мы не ощущаем. Если возникают вопросы к ЦИК, мы пытаемся их урегулировать в рамках действующего законодательства, и особых проблем у нас при этом не возникает».

Лидера партии «Отечество», руководителя Государственного комитета по делам печати и информации Вячеслава Гобозова, несмотря на занимаемый им высокий пост, ЦИК отстранил от участия в выборах, как не соответствующего требованиям ценза оседлости. Такая же участь постигла еще два десятка кандидатов от разных партий.
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:21 0:00
Скачать

В былые годы подобная практика отстранения от выборов неугодных кандидатов применялась регулярно, поэтому политики восприняли решение ЦИК как проявление административного давления. При прежней власти ни одна попытка оспорить решение Центризбиркома в суде успехом не увенчалась. Но случилось неслыханное: почти всех кандидатов восстановил Верховный суд республики.

Все дело в том, объясняет Вячеслав Гобозов, что административный ресурс больше не зажат в одном кулаке. На этих выборах нет директивы президента протащить всеми правдами и неправдами в парламент неких лиц или партии. Наоборот, подчеркивает Гобозов, президент Тибилов дал жесткую установку обеспечить равные условия для конкурентов и предоставить избирателю возможность решить судьбу партий. В результате ресурс растекся по второму эшелону власти. В меру своих способностей и возможностей чиновники, многие из которых являются лидерами партий, лоббируют свои интересы на выборах. Но это уже совсем другая картина, говорит Вячеслав Гобозов:

«Величина административного ресурса, стоящего за той или иной партией, в какой-то степени скажется на результатах голосования, но я не думаю, что мы получим такое сильное искажение предпочтений избирателей, как это было при предыдущем президенте Эдуарде Кокойты. Там вообще результаты выборов не имели ничего общего с тенденциями и настроениями, которые были в обществе. Именно поэтому в глазах общества парламент имел довольно низкий уровень легитимности и доверия».

Гобозов отмечает, что после ноябрьского политического кризиса, когда жители республики вышли на улицы Цхинвала и потребовали соблюдения их гражданских прав, Южная Осетия прошла некую точку невозврата: люди стали свободнее, они больше не готовы мириться с произволом власти. Это новая реальность, которую пока не все югоосетинские чиновники осознали, говорит Вячеслав Гобозов:

«Я знаю, что многие высокопоставленные чиновники пошли бы именно по этому пути – ломать волю людей через колено, «не пущать». В принципе, они и пытались это делать, но когда есть четкая позиция президента, чиновникам трудно идти на беспредел. Если бы им дали волю, вполне возможно, мы бы пришли к очередному политическому кризису. В какой-то момент даже появились тревожные предчувствия, и они были небеспочвенны».

В самом деле, многие эксперты, отслеживающие ситуацию в республике, высказывали опасения, что эти выборы могут закончиться политическим кризисом. Было брожение в партиях недовольных вмешательством чиновников в их внутренние дела, в рейтинговые голосования. Затем недовольство из-за того, что начали снимать кандидатов с дистанции. То ли решения Верховного суда сняли напряженность в обществе, то ли, как говорит Вячеслав Гобозов, вмешательство президента вернуло предвыборную кампанию в спокойное русло, но мрачные прогнозы на эту избирательную кампанию развеялись.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG