Accessibility links

Тень нового исхода


С 1 мая югоосетинские власти отменили справку – «форму №9» и ввели вместо нее так называемый пропуск. Это документ, заменяющий удостоверение личности для тех, кто живет на территории Ленингорского района, но не является гражданином Южной Осетии
С 1 мая югоосетинские власти отменили справку – «форму №9» и ввели вместо нее так называемый пропуск. Это документ, заменяющий удостоверение личности для тех, кто живет на территории Ленингорского района, но не является гражданином Южной Осетии
В Ленингорском районе республики Южная Осетия с 1 мая началась выдача новых пропусков для местных жителей – граждан Грузии. В настоящее время 251 жителю района отказано в получении пропуска. Это означает, что в ближайшее время они обязаны покинуть территорию Южной Осетии. Это не окончательная цифра. Количество тех, кому отказано в виде на жительство, растет по мере рассмотрения заявлений ленингорцев на получение пропуска.

С 1 мая югоосетинские власти отменили справку – «форму №9» и ввели вместо нее так называемый пропуск. По сути, пропуск – это документ, заменяющий удостоверение личности для тех, кто живет на территории Ленингорского района, но не является гражданином Южной Осетии. Отказ в получении документа равносилен отказу в виде на жительство на территории республики и возможности посещать своих родственников в Ленингорском районе.

Югоосетинские власти, обеспокоенные тем, что «форма №9» выдавалась бесконтрольно и право на пересечение границы с Грузией получили многие из тех, кто фактически не проживает в районе, решили провести замену справок на документы нового образца и таким образом упорядочить пропускной режим на границе. Однако, по отзывам жителей района, эта инициатива обернулась еще большей неразберихой.
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:04 0:00
Скачать

Приведу несколько примеров. Житель Ленингора Лери Чигоев по месту жительства работу не нашел. С большим трудом устроился в коммунальную службу поселка Церовани на грузинской стороне. С женой и двумя детьми трех и полутора лет они вынуждены были жить на два дома. Лери мог приезжать в Ленингор только по выходным, но жена и дети большую часть времени проводили в родительском доме. Теперь Лери и его супруге отказали в праве на жительство в районе, а их родителям и малолетним детям выдали пропуска. Соседи говорят, что это форменное издевательство над семьей:

«Зачем малолетним детям пропуск, если без родителей их через границу не пропустят? Неужели власти всерьез решили, что родители бросят своих детей? А если нет, что это, если не выдавливание семьи из района?»

Другая жительница Ленингора Тамара Нарозашвили – 23-летняя домохозяйка, мать троих детей, старшему из которых едва исполнилось шесть лет. После развода вернулась с детьми к своим родителям, жила на их попечении. Родителям дали разрешение, дочери и детям отказали. Недавно они вынуждены были покинуть Южную Осетию и стать беженцами. Жить им на территории Грузии негде, помочь некому.

Таких историй в Ленингорском районе сотни. Директор школы в селе Икоти Мзия Псутури говорит, что списки тех, кому отказано в получении пропуска, вывешиваются в людных местах на всеобщее обозрение. В одном из таких списков она нашла своих детей:

– Мне и мужу дали пропуска, а нашим двум детям не дали.

– Они учатся в Тбилиси?

– Нет, они учатся в моей школе, живут с нами.

– Тогда почему им не дали пропуск?

– Вот это непонятно. Проблема в том, что нам не объясняют, почему они так поступают. Говорят: «Мы тут ни при чем, это в Цхинвале так решили». Половина икотцев в этих списках находятся.

По мнению исследователя «Международной кризисной группы» Варвары Пахоменко, серьезной проблемой является то, что процесс выдачи пропусков непрозрачен. Люди не могут понять, как принимаются решения, не знают, существует ли процедура обжалования этих решений. Есть масса случаев, когда отказывали тем, кто живет в районе и, наоборот, выдавали пропуска тем, кто появляется там лишь изредка.

Такое положение дел порождает массу слухов и версий. Одни говорят, что всему виной хаос, который царит в районном отделении КГБ, где выдают пропуска. Очевидцы утверждают, что заявления от граждан сваливали кипами, их не систематизировали ни по фамилиям, ни по адресам, а решения по заявлениям принимались спонтанно. Другие уверяют, что ни одному нормальному человеку не пришла бы в голову мысль разделять семьи, отрывать детей от родителей, отставлять людей без крыши над головой – не иначе это делается умышленно, чтобы вынудить людей покинуть Южную Осетию:

«Как мы видим, до сих пор жители Ленингорского района не были нормально интегрированы в жизнь Южной Осетии, – говорит Варвара Пахоменко. – Для многих из них возможность ездить в Грузию осталась необходимой для выживания. Это поездки за продуктами, к врачам, на работу, учебу. Сейчас своими решениями власти загнали их в ловушку. Я боюсь, что начнется новая волна исхода из района людей – тех, кто после августа 2008 года решили остаться в Южной Осетии, решили, что там их дом».

Вчера должны были вывесить очередные списки с фамилиями тех, кому отказано в виде на жительство, но этого не случилось. Людям объяснили, что где-то застряла машина, которая их везла. Но ближе к вечеру у офиса районного КГБ ленингорцы увидели несколько роскошных внедорожников с неместными номерами. По району поползли новые слухи: «Не иначе за нас вступились русские, и теперь нас оставят в покое».


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG