Accessibility links

Как в древней Спарте – два царя


Оппозиционная «Единая Осетия» получила на выборах в парламент большинство кресел в законодательном собрании – 20 из 34. Теперь партии необходима поддержка лишь двух депутатов, чтобы сформировать в парламенте коалицию, обладающую конституционным большинством
Оппозиционная «Единая Осетия» получила на выборах в парламент большинство кресел в законодательном собрании – 20 из 34. Теперь партии необходима поддержка лишь двух депутатов, чтобы сформировать в парламенте коалицию, обладающую конституционным большинством
В республике Южная Осетия после убедительной победы на парламентских выборах оппозиционной партии «Единая Осетия» многие эксперты заговорили о двоевластии.

Итак, оппозиционная партия Анатолия Бибилова «Единая Осетия» получила на выборах в парламент большинство кресел в законодательном собрании – двадцать из тридцати четырех. Теперь Бибилову необходима поддержка лишь двух депутатов, чтобы сформировать в парламенте коалицию, обладающую конституционным большинством, т.е. способностью вносить изменения в Конституцию. По единодушному мнению местных экспертов и самих участников предвыборной гонки, такая поддержка «Единой Осетии» гарантирована. Фаворит этих выборов может рассчитывать на содействие другой оппозиционной силы – Народной партии, которая получила в законодательном органе четыре кресла.

Таким образом, после выборов в Южной Осетии сложилась уникальная для республики ситуация, которую многие уже называют «двоевластием»: когда законодательную и исполнительную ветви власти контролируют разные политические группировки.

Еще накануне дня голосования по Цхинвалу ходили слухи, что в случае победы «Единой Осетии» на выборах Бибилов начнет добиваться досрочных выборов президента. Слухи эти появились неслучайно. Анатолий Бибилов после поражения на выборах 2011 года не утратил президентских амбиций. Вскоре после этого он создал партию «Единая Осетия» и все это время работал с избирателями в отличие от своих конкурентов, которые привыкли активизироваться не раньше, чем за месяц до дня голосования. О том, что парламентские выборы являются репетицией президентских, до которых осталось два с половиной года, соратники Бибилова по избирательной кампании говорят открыто.
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:41 0:00
Скачать

Другое дело, что многие в республике были уверены, что именно сейчас, на пике популярности, он потребует досрочных президентских выборов – как говорится, куй железо, пока горячо. Тем более что лозунг о присоединении Южной Осетии к России, который добавил Бибилову немало голосов, явно не продержится до следующих выборов. Сегодня на своей первой после дня голосования пресс-конференции в медиа-центре «Ир» Анатолий Бибилов опроверг эти слухи:

«Во время предвыборной кампании говорили: вот, Анатолий Ильич идет в парламент, чтобы объявить импичмент президенту и т.д., но это совершенно неуместно и неправильно. Мы идем в парламент не для того, чтобы воевать с правительством и президентом. Мы идем для того, чтобы работать. Мы не можем допустить, чтобы в парламенте был какой-то революционный настрой. Мы не будем инициировать там проекты, которые могут взбудоражить народ и привести к последствиям, которые мы сегодня видим в Абхазии. Этого не должно произойти, и этого не будет».

При этом Бибилов подчеркнул, что времена беспрекословного подчинения парламента воле президента прошли:

«Я однозначно против ручного парламента, и этого не будет. В любом случае конструктивные предложения, которые могут поступать к нам в парламент, мы будем рассматривать. Мы, несомненно, будем работать со всеми ветвями власти. На сегодняшний день никаких планов расширять полномочия парламента у партии «Единая Осетия» нет. Пока давайте сделаем так, чтобы заработала та система, которая есть. Если эта система будет давать сбой, тогда, конечно, у нас будут совместные консультации со всеми ветвями власти и мы будем решать проблемы».

Лидер «Единой Осетии» продемонстрировал, что готов договариваться с президентом, но у всякого соглашения есть цена, и заплатить ее, судя по всему, должен Леонид Тибилов. По всеобщему мнению, стартовая цена этого соглашения – отставка главы президентской администрации Бориса Чочиева, без преувеличения, самого влиятельного человека в республике, которого за глаза называют «настоящим президентом».

Анатолий Бибилов вряд ли допустит, чтобы между ним и президентом стояли некие посредники и путали карты, выстраивали между ними какие-то интриги. Он не может допустить, чтобы его обмишурили, как деревенского дурачка.

Бибилов просто не может уступить в этом вопросе, если всерьез строит планы на президентские выборы, если не хочет растерять свой электорат до следующих выборов. Наблюдатели отмечают, что Бибилов получил большой аванс доверия от избирателя. «Он еще не был у власти, так давайте дадим ему шанс!» – так говорили многие из тех, кто отдал «Единой Осетии» свои голоса.

В штабе «Единой Осетии» не скрывают: в случае если избиратель почувствует себя обманутым, разочарованным, в политической биографии Бибилова можно ставить жирую точку. Значит, он должен все эти годы до президентских выборов демонстрировать активность, показать избирателю, что пытается урезонить коррупцию в правительстве, навести порядок в государстве, т.е. делать ровно то, что должна делать оппозиция.

Пока непонятно, как он сможет совместить оппозиционность и сотрудничество с исполнительной властью. Один из моих цхинвалских друзей пошутил: «Теперь у нас, как в древней Спарте, – два царя. Такого в Южной Осетии еще не было». Потом усмехнулся и добавил: «Зато теперь будет весело».


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG