Accessibility links

Неуважаемый институт президента


Оппоненты критикуют правящую коалицию за неуважение института президента, а аргументом приводят тот факт, что с каждым разом правительство сокращает и так урезанные полномочия главы государства
Оппоненты критикуют правящую коалицию за неуважение института президента, а аргументом приводят тот факт, что с каждым разом правительство сокращает и так урезанные полномочия главы государства

Сегодня президент Грузии Георгий Маргвелашвили впервые созвал Совет безопасности – совещательный конституционный орган при главе государства. На нем обсуждались два вопроса: предстоящий саммит НАТО в Уэльсе и сокращение грузинского контингента в Афганистане. Однако первое заседание Совбеза под председательством Маргвелашвили больше запомнилось тем, что в нем отказался принять участие премьер-министр Грузии.

Глава Совбеза Ирина Имерлишвили вроде бы учла все детали, чтобы избежать накладок на первой же встрече совещательного органа при президенте. Заседание созвали не в президентской резиденции в Авлабари, которую недолюбливают лидеры «Грузинской мечты», а в здании администрации правительства. Имерлишвили лично получила подтверждение от премьер-министра Ираклия Гарибашвили, что он будет присутствовать на заседании Совбеза, которое Георгий Маргвелашвили впервые созвал в ранге президента. В принципе, премьеру это не стоило бы особого труда – надо было лишь спуститься этажом ниже. Но в самый последний момент, перед началом заседания, министр иностранных дел Майя Панджикидзе сообщила:

«Премьер-министр не будет присутствовать на этой встрече, потому что со стороны правительства уже сделано все (по подготовке саммита НАТО) и о проделанной работе расскажем мы, члены правительства. Это больше информационная встреча».

Панджикидзе отметила, что у президента и премьер-министра обычная рабочая коммуникация и не стоит спекулировать вокруг этого случая. Но за те два часа, что длилось совещание, журналисты успели вспомнить о многом. О том, что, будучи премьером, Бидзина Иванишвили открыто игнорировал Совбез. Но тогда президентом был Михаил Саакашвили, а главой Совбеза – Гига Бокерия.

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:29 0:00
Скачать


Впрочем, за это время Иванишвили успел разочароваться и в бывшем фаворите – Маргвелашвили. Этот настрой сразу же отразился и на представителях правительства «Грузинской мечты». Оппоненты критикуют правящую коалицию за неуважение института президента, а аргументом приводят тот факт, что с каждым разом правительство сокращает и так урезанные полномочия главы государства. Вспоминают и то, что Гарибашвили и Маргвелашвили редко появляются вместе на публике. Не произошло этого и сегодня. На вопрос журналистов, почему премьер-министр не присутствовал на Совбезе, Георгий Маргвелашвили ответил коротко:

«Я был бы рад, если бы он (Гарибашвили) был».

Впрочем, президент добавил, что остался доволен встречей. Министры иностранных дел и обороны, а также госминистр по евроинтеграции детально проинформировали главу государства об их планах на саммите НАТО. Решено, что именно президент возглавит делегацию в Уэльсе.

На сегодняшней встрече министр иностранных дел Майя Панджикидзе также сообщила, что первое заседание Совбеза при президенте Маргвелашвили в таком формате станет последним. С сентября все будет по-другому. Как именно, Панджикидзе не уточнила. Точной информации не оказалось и у конституционалиста Вахушти Менабде. По его словам, он лишь знает, что власти намеревались провести реформу в этом направлении. Менабде отмечает, что из-за новой Кнституции, в соответствии с которой президентские полномочия сокращены, а функции правительства возросли, многое приходится менять:

«Так произошло с Совбезом. Этот конституционный совещательный орган при президенте сейчас ответственен за сферы обороны и безопасности. Но в государстве есть и другие сферы и связанные с ними вопросы безопасности. Этим и было обусловлено, что в январе премьер-министром был создан Совет по госбезопасности и управлению кризисами. Но это никак не умалят конституционные полномочия президента. И если сегодня у премьер-министра не было уважительной причины, о которой знал бы президент, то его отсутствие на Совбезе можно расценить как неуважение к Конституции».

Впрочем, многие наблюдатели отмечают, что на это мало обращают внимания представители власти. Почти перед каждым важным мероприятием за рубежом, будь то парафирование и последующее подписание договора об ассоциации с ЕС или же приближающаяся Генассамблея ООН, администрации президента и премьер-министра вступают в открытую полемику. Ссылаясь на законы и Конституцию, стороны спорят о том, кто должен возглавить государственную делегацию.

Исключением оказался уэльский саммит НАТО. Кабинет министров неожиданно заявил, что в Уэльс поедет президент. Многие наблюдатели связывают такую «уступку» с тем, что на этом саммите Грузии не будет предложена ожидаемая ею Программа по членству (МАР) в НАТО.

XS
SM
MD
LG