Accessibility links

Меджлис держит оборону


Сотрудники правоохранительных органов у здания Меджлиса крымско-татарского народа, 16 сентября 2014 года
Сотрудники правоохранительных органов у здания Меджлиса крымско-татарского народа, 16 сентября 2014 года

Во вторник утром в Симферополе вооруженные люди заблокировали здание Меджлиса крымско-татарского народа. Как сообщают представители Меджлиса, в здании проводятся обыски. Также с утра прошел обыск в квартире у члена Меджлиса Эскендера Бариева. О причинах следственных действий власти Крыма не сообщают. Лидер крымских татар Рефат Чубаров расценил эти действия как "реальную угрозу", нависшую над "крымскими татарами и всеми свободолюбивыми людьми в Крыму" после состоявшихся выборов 14 сентября, которые Меджлис призывал бойкотировать. Активисты Меджлиса предполагают, что теперь случаи подобного рода давления участятся, а эксперты не исключают, что сложившаяся ситуация может привести к закрытию Меджлиса.

Утром 16 сентября здание Меджлиса крымско-татарского народа по периметру оцепили вооруженные люди – шесть человек в масках, в военной форме и с автоматами, а также до десяти сотрудников полиции, пишет издание "Крым.реалии". В здании проходят следственные действия, однако подробности ни представителям Меджлиса, ни прессе не сообщают. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Наджие Феми:

Любопытный факт: представители правоохранительных органов одеты в российскую униформу, однако предъявляют документы украинского образца

– На тот момент, когда состоялась блокировка здания, там находилось несколько человек: вахтер, двое сотрудников Меджлиса крымско-татарского народа, а также глава благотворительного фонда "Крым". Они находятся по-прежнему в здании, их оттуда не выпускают и никого туда не впускают. Вокруг здания собрались представители прессы и члены Меджлиса, ни никаких комментариев они получить не могут. Им объясняют, что сейчас в здании проходят следственные мероприятия. По мнению Меджлиса, там проходит обыск, ищут, видимо, религиозную литературу и документы. Даже представителям прессы не удается получить никаких комментариев. Им настоятельно рекомендуют удалиться. Там собралось около десятка человек, и представитель правоохранительных органов, ссылаясь на Кодекс об административных правонарушениях РФ, в частности, на статью, касающуюся нарушения правил и порядка проведения собраний, митингов и демонстраций, призывает людей расходиться. Любопытный факт: представители правоохранительных органов одеты в российскую униформу, однако предъявляют документы украинского образца. Буквально накануне произошло еще одно событие: ночью неизвестные в маске сорвали украинский флаг со здания Меджлиса. Этот факт зафиксирован на камерах видеонаблюдения. Флаг снова установили, и сегодня здесь проходит обыск, как считают члены Меджлиса. В беседах члены Меджлиса высказывают мнение, что это очередная акция по устрашению и запугиванию крымских татар.

Рефат Чубаров
Рефат Чубаров

Во вторник утром прошел обыск в квартире члена Меджлиса крымско-татарского народа Эскандера Бариева. У него изъяли компьютер и технику. Как написал в фейсбуке лидер крымских татар Рефат Чубаров, Бариеву предъявили постановление с "уже ставшим для Крыма дежурным перечнем – "оружие, запрещенная литература" и в присутствии двух приведенных с собою "понятых" непрошенные гости перерыли все вещи в доме, включая и детские игрушки". Кроме того, ранее обыск прошел и в квартире Мустафы Асабы, председателя Белогорского регионального Меджлиса. У него изъяли для проверки книги. Заместитель главы Меджлиса Дилявер Акиев назвал обыски и следственные действия в здании Меджлиса провокацией в адрес крымских татар: "После выборов мы ожидаем, что такого рода мероприятия в адрес нашего народа участятся", – сказал Дилявер Акиев.

Крымские татары не исключают, что произошедшее – это продолжение событий, начавшихся в мае этого года. Тогда несколько сотен крымских татар приехали встречать своего лидера Мустафу Джемилева, возвращавшегося из Киева в Крым. По словам очевидцев, встречу сопровождали несколько десятков грузовиков с сотрудниками ОМОНа, десяток БТРов, началась потасовка, очевидцы сообщали о выстрелах в воздух. Джемилева в Крым не пустили. Через несколько дней прокурор Крыма Наталья Поклонская вынесла Рефату Чубарову предупреждение "о недопустимости экстремистской деятельности" на территории полуострова и пригрозила запретить Меджлис. У крымских татар, участвовавших в той встрече Джемилева, до сих пор проходят обыски и они получают повестки в суд, рассказывает корреспондент Радио Свобода Наджие Феми:

Страха у людей нет, есть просто сожаление по поводу неадекватной, по мнению крымских татар, позиции крымских властей

– Люди, которые принимали участие в той акции, сейчас продолжают получать повестки в суд, их штрафуют на внушительные суммы. Члены Меджлиса расценивают это как звенья одной цепи. Кроме того, обыски проводятся в домах крымских мусульман, в домах активистов Меджлиса. Вооруженные люди на рассвете врываются в дома. Несмотря на официальные лозунги о том, что крымским татарам предоставлены возможности для сохранения и развития своей культуры, своего языка – крымско-татарский язык по конституции Крыма стал государственным, а также есть указ о реабилитации крымских татар, подписанный Владимиром Путиным, все эти благие начинания остаются декларативными, они не воплощаются на местах. Ряд крымских татар высказывают такую мысль, что либо в Москве не понимают, что на самом деле происходит в Крыму, либо намеренно накаляют ситуацию, что приведет к ее радикализации. Также мы наблюдаем, что со стороны крымских властей не предпринимается никаких усилий, чтобы наладить диалог с Меджлисом. Все эти действия представители Меджлиса расценивают как давление, попытку запугивания крымских татар для того, чтобы не иметь в их лице реальной оппозиции. Многие члены Меджлиса говорят о том, что проходили все это в советское время, потому что и тогда крымские татары были народом-диссидентом, который даже не входил в список официальных народов Советского Союза. На протяжении всего этого периода выработался определенный иммунитет. Тогда были гонения, сажали по тюрьмам. Тем не менее, национальную борьбу крымские татары продолжали. Поэтому сегодня крымские татары говорят, что это очередной виток, возвращение в старые времена. Но страха у людей нет, есть просто сожаление по поводу неадекватной, по мнению крымских татар, позиции крымских властей.

Айдер Муждабаев
Айдер Муждабаев

Заместитель главного редактора газеты "Московский комсомолец" Айдер Муждабаев в интервью Радио Свобода рассуждает о причинах обысков в Меджлисе и о том, как дальше могут развиваться события:

– Эти обыски связаны с тем, что так называемые "выборы" в органы власти на территории Крыма закончились, и теперь руки развязаны и можно делать все, что угодно. А "все, что угодно" – это постоянное моральное давление, моральный террор в отношении крымских татар и крымско-татарских организаций, которые действуют абсолютно прозрачно и безоружно. Это обыски в газетах, обыски у людей, общественных деятелей, массовые штрафы людей за административные выдуманные правонарушения, создание атмосферы страха. Они ставят своей целью создать ощущение полной безнаказанности, полной безнадеги у крымских татар, хотят сломить всякую волю к тому, чтобы выражать свою точку зрения. Мне очень грустно об этом говорить, мне постоянно звонят люди из Крыма и спрашивают, что происходит. Многие действительно этого не понимают, потому что они не жили в российских реалиях, а в российских реалиях все это уже давно практикуется.

– Как вы думаете, к чему все приведет? Будут реальные уголовные дела против кого-то, будет закрытие Меджлиса?

Крымские татары остались практически один на один со своей судьбой, как уже, к сожалению, бывало

– Я думаю, это будет закрытие Меджлиса де-факто, думаю, что подобные обыски пройдут и в крымско-татарской телекомпании АТР, которая сейчас является народной, ее акционерами являются очень многие крымские татары. Это единственное средство массовой информации из оставшихся, которое разговаривает на крымско-татарском языке, которое дает людям хоть какую-то надежду на достойную жизнь на своей родине. Я думаю, АТР – это следующая цель. И Меджлис. Насколько жестко все будет происходить, я не знаю. Я знаю только одно: конечно, никакого физического сопротивления крымские татары оказывать не будут. Все это будет происходить на глазах у прогрессивного человечества. И я пока не вижу никакой возмущенной реакции ни от кого: ни внутри России, ни в других странах. Крымские татары остались практически один на один со своей судьбой, как уже, к сожалению, бывало, – сетует Айдер Муждабаев, заместитель главного редактора газеты "Московский комсомолец".

Ранее Меджлис крымских татар призывал соотечественников бойкотировать 14 сентября выборы в Государственный совет и местные органы власти. Выборы, как сказал Рефат Чубаров, "не принесут на крымскую землю ни спокойствие, ни мир".

XS
SM
MD
LG