Accessibility links

«Кто-то едет за деньгами, а кто-то – ради идеи»


США ввели санкции в отношении двух воюющих в Сирии экстремистских группировок и десяти лиц, в число которых попали уроженцы Грузии Мурад Маргошвили по прозвищу Джорджик и Тархан Батирашвили, известный как Омар аль-Шишани
США ввели санкции в отношении двух воюющих в Сирии экстремистских группировок и десяти лиц, в число которых попали уроженцы Грузии Мурад Маргошвили по прозвищу Джорджик и Тархан Батирашвили, известный как Омар аль-Шишани

ПРАГА---США ввели санкции в отношении двух воюющих в Сирии экстремистских группировок и десяти лиц, в число которых попали уроженцы Грузии Мурад Маргошвили по прозвищу Джорджик и Тархан Батирашвили, известный как Омар аль-Шишани. Оба являются лидерами группировок боевиков. Сегодня также появилась информация о гибели одного из боевиков в Сирии, также уроженца Панкисского ущелья Грузии Бесо Куштанашвили. С нами на прямой линии наш тбилисский корреспондент Звиад Мчедлишвили, который находится сейчас в Панкиси.

Дэмис Поландов: Звиад, удалось ли вам узнать что-то о второй сегодняшней новости – о гибели Бесо Куштанашвили? Есть информация о том, что его родители требуют перезахоронения. Удалось ли вам с ними встретиться?

Звиад Мчедлишвили: Мне, к сожалению, не удалось пообщаться непосредственно с родными Бесо Куштанашвили. Семья наотрез отказывается идти на контакт с журналистами, и на это есть свои причины, потому что, как мне рассказали в личной беседе местные жители (они категорически отказались говорить в микрофон), родные Куштанашвили часто бывают в России, в частности, в Чечне, и там, мягко говоря, не приветствуется, когда кто-то едет воевать в Сирию. Во-вторых, те, кто едет в Сирию, в Чечне автоматически причисляются к салафитам, т.н. ваххабитам, как их называют чеченские власти. Чтобы избежать проблем в Чечне, родные Куштанашвили не хотят никакой публичности, поэтому они не идут на контакт с журналистами. Они также не хотят привлекать лишнее внимание и внутри Грузии. Может быть, речь идет и о спецслужбах, но абсолютно никаких разговоров вслух о том, что их сын погиб, вообще не ведется.

please wait

No media source currently available

0:00 0:06:33 0:00
Скачать

Бесо Куштанашвили, 18-летний парень из Омало – это одно из селений в Панкисском ущелье, – уехал отсюда всего лишь два месяца назад, при этом родным он сказал, что уезжает в Турцию на заработки. Действительно, он сначала уехал в Турцию, но только для того, чтобы использовать эту страну в качестве транзита, поскольку это наипростейший путь для того, чтобы попасть из Грузии в Сирию – там, как мне сказали, есть свои проводники на границе, которые и проводят молодых моджахедов в лагеря. Тот факт, что Куштанашвили уехал всего лишь два месяца назад, по моему мнению, говорит о том, что молодые кистинцы продолжают уезжать в Сирию. В принципе, косвенно мне это подтверждают здесь и местные жители, правда, сколько их там сегодня воюет, точно неизвестно. Озвучиваются разные цифры: кто-то называет до десяти, кто-то называет несколько десятков человек. Но, как утверждают местные жители, кистинцы едут в Сирию по двум основным причинам – это идея и местная безработица. Опять же это заработок, деньги, но, в основном, конечно, ради идеи.

Дэмис Поландов: Звиад, а что говорят в Панкиси об этих двух лидерах боевиков, которых сегодня США включили в список экстремистов? Я говорю о Маргошвили и Батирашвили.

Звиад Мчедлишвили: Что касается «черных списков», точнее, двух граждан Грузии, то Тархан Батирашвили, в принципе, довольно известная фигура, он же Омар аль-Шишани, является бывшим военнослужащим грузинской армии, он служил разведчиком, участвовал в августовской войне. Позже он был арестован за незаконное хранение оружия, хотя свою вину не признал, но его все же посадили, правда, он был отпущен по амнистии. Когда он вернулся, то ничем не занимался в ущелье, потом он уехал в Сирию, опять же через Турцию, где вскоре он и сделал себе громкое имя. Сначала он возглавлял подразделение, а сейчас он командует целым отдельным фронтом, в принципе, он представляет это «Исламское государство». Кстати, Бесо Куштанашвили, который погиб на днях, сражался именно под началом Тархана Батирашвили. В Панкиси живут родственники Тархана – его отец и братья. Кстати, отец Тархана грузин, т.е. Тархан только по матери чеченец. Известно, что раньше он исповедовал христианство и уже позже принял ислам.

Что касается второго – Мурада Маргошвили, – то о нем известно то, что последние годы он жил в Панкиси, а в Сирию уехал примерно полтора года назад. Он тоже там достиг определенных высот – сейчас он возглавляет тренировочный центр повстанцев, что мне и подтвердили местные жители. Известно, что Мурад воевал во второй чеченской войне, у него также имеется российское гражданство. В 2003-м он был арестован силами ФСБ России и, как говорят в Панкиси, он был освобожден за деньги, т.е. его родные заплатили значительную сумму. После этого он вернулся в Панкиси и особо ничем не занимался. Я поговорил здесь с местными жителями, и они мне рассказали, что, в принципе, они с ним встречались в основном на пятничных молитвах в мечети и знали его как спокойного, уравновешенного парня, и даже не ожидали, что он способен поехать и возглавить центр подготовки.

Дэмис Поландов: Звиад, вот вы говорите с этими людьми, у вас есть ощущение, что происходит какая-то их героизация? Каково к ним отношение?

Звиад Мчедлишвили: Отчасти, может быть, да, потому что, в принципе, Панкиси довольно-таки тесный уголок, здесь все друг друга знают, и вполне возможно, что хотят выставить своих ребят, конечно же, в лучшем свете. Как мне здесь рассказали, есть люди, которые едут туда воевать за деньги, т.е. здесь и такие вещи могут озвучивать. Опять же сплошной фон – безработица, социальные проблемы, поэтому здесь и не скрывают, что кто-то едет за деньгами, а кто-то – ради идеи. Может быть, да, отчасти как бы идеализируют своих земляков – это тоже, конечно, имеет место.

XS
SM
MD
LG