Accessibility links

Абхазская пощечина


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Грузинские власти получили еще один сюрприз из Абхазии - намерение властей Сухуми перекрыть четыре недавно открытых перехода через Ингури и оставить один, традиционный. Собственно говоря, ничего нового и неожиданного в этом нет: после прихода к власти Хаджибма, который известен куда более агрессивным отношением к грузинам, чем его предшественник, было понятно, что по крайней мере на официальном уровне сложностей будет больше.

Другое дело, что коррупцию пока еще никто не отменял, и, вероятно, чрезвычайно эластичные гальцы сумеют приспособиться и к этому. Поразительный народ, конечно. Их выживаемость – уникальна. Наверное, через пять миллиардов лет, когда солнце превратится в красного гиганта и сожжет землю, единственными, кто выживет, – будут гальцы.

Но, собственно говоря, мой сказ не о гальцах и даже не об абхазской власти. Речь идет о власти грузинской. Когда слушаешь их комментарии по абхазской тематике, складывается ощущение, что наши власть имущие живут где-то в своем, виртуальном мире. Ну, например, реакция премьер-министра – мальчик обиделся. Ну как, мы тут больницу для вас строим, собираемся открыть свой рынок для того, чтобы вы могли забросать нас российским контрабандным товаром: чтобы и вам бабла подзаработать, и нам - бюджет обвалить. Мы тут ваших граждан лечим, вот тут недавно медицинскую аппаратуру вам подарили, а вы что делаете?

«Решение об ужесточении перехода через Ингури помешает сближению между грузинами и абхазами» - вот таков был смысл реакции главы правительства.

Я же говорю: параллельный виртуальный мир... Кто-то вам сказал, что собирается с вами мириться, идти на сближение? Кто-то вас просит открывать больницу и дарить томографы? Или вы думаете, что, открыв свои границы для контрабанды, вы получите взаимность? Что абхазы в слезах бросятся к нам в обнимку: «Так вот, оказывается, вы какие, а мы-то думали...»

Или вам в детстве не рассказывали, что никто не будет уважать того, кто не уважает самого себя? Что нельзя постоянно навязываться с дружбой, которую никто не ищет? И что любовь бывает только взаимной, и если вас три раза послали куда подальше, подходить с одним и тем же предложением в четвертый раз – это унижение собственного достоинства?

И кто вообще вам сказал, что «восстановление отношений» - это главное на свете? А если цена этого самого «восстановления» слишком высока? Сегодня правительство Грузии готовится совершить, пожалуй, самый антигосударственный акт из всех, которые оно может сделать, - открыть торговые центры возле Абхазии и ЮО. С вероятностью 90% они либо не будут вообще работать, либо превратятся в черные дыры, которые развалят бюджет страны. Зато наши торговцы будут ездить в Цхинвали и Сухуми на свадьбы. Ура, товарищи. Мы принесли целую страну в жертву осетинским и абхазским свадьбам…

Чтобы быть объективным, эта мантра про «наших абхазских и осетинских братьев» появилась при Шеварднадзе, потом ее подхватил Саакашвили, а сейчас продолжает «Мечта». Только делает это интенсивнее, чем предшественники, – наверное, в первую очередь потому, что территориальными проблемами сейчас занимается главный идеолог посыпания головы пеплом, госминистр по дружбе, братству, тостам и брудершафту Паата Закареишвили, который 20 лет обильно устилал уши наших сограждан лапшой сорта «Дружба начинается с улыбки».

По идее, ему давно бы понять, что не существует в мире конфликта, который можно было бы урегулировать красивыми речами и медицинской помощью. Все два года его нахождения на посту – сплошной провал. С ним не встретился даже сантехник правительства Абхазии или ЮО... Первый год у него было оправдание – сказать вам, какое, или сами догадаетесь? Ну, ладно, так и быть... Миша ему мешал. «Вот уйдет Саакашвили – и переговоры сразу начнутся». Ушел. Даже уехал. А переговоров как не было, так и нет. А сейчас – еще одна пощечина: на слезливое возмущение премьер-министра Грузии ответил всего лишь замминистра иностранных дел Абхазии. Что ж, вам показали, где ваше место...

Никто в Грузии не хочет признаваться в несбыточности мантр о том, что «мы наладим отношения с нашими братьями», «мы построим такое государство, что они обязательно захотят присоединиться». Вот эта – последняя – особенно забавна. Во-первых, не надо всех мерить грузинцами, готовыми плясать перед врагом за ящик вина и килограмм яблок – я лично гораздо более высокого мнения о моральных качествах абхазского народа. Во-вторых, это кто там Швейцарию на зависть абхазам решил построить? Вы в зеркало когда на себя смотрели в последний раз? Какая такая Швейцария?

Убежден, что Грузия лет через 20 будет вполне сносной юго-восточно-европейской страной: не был бы уверен – сидел бы сейчас в Лондоне или Нью-Йорке. Но даже этого недостаточно для того, чтобы абхазы, потерявшие в войне 4000 человек, согласились бы жить в одном государстве с Грузией.

Нашей политической тусовке наконец пора признать, что ни в Абхазии, ни в Цхинвали у нас никаких братьев нет и никогда не было. Хватит попрошайничать, хватит унижаться. Надо полностью прервать все контакты, остановить все бессмысленные переговоры, кроме местного уровня. Свернуть все программы типа медицинской помощи, забыть вообще даже думать о смягчении режима изоляции. Ограничиться контактами лишь на уровне НПО. И ждать. Неизвестно чего, непонятно когда.

Вероятно, это звучит абстрактно, но, в конце концов, не было в мире случая, когда территориальный конфликт удалось решить улыбочками. Мое мнение я высказывал не раз, и оно в Грузии есть не только у меня. Но в целом оно крайне непопулярное: абхазы НИКОГДА не будут жить в одном государстве с грузинами. Единственный выход – это раздел территории, то есть модель, по которой реально разрешено огромное количество конфликтов во всем мире.

Или можно, конечно, ждать, пока Россия уйдет под воду, а Путин на субмарине сбежит в Пхеньян. А можно и дальше посыпать голову пеплом... Результат будет одинаковым – нулевым...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG