Accessibility links

Мы – на Южном полюсе


Только Москва является реальной силой, способной защитить Абхазию от реваншистских устремлений Тбилиси
Только Москва является реальной силой, способной защитить Абхазию от реваншистских устремлений Тбилиси

«Сергей Маркедонов: «К власти в Абхазии пришли еще более пророссийские силы» – так было озаглавлено интервью, опубликованное недавно на сайте ГИА «Апсныпресс», на следующий день после того, как 23 сентября в сухумском отеле «Атриум-Виктория» состоялась организованная МИДом Абхазии представительная беседа за круглым столом по проблематике абхазо-российских отношений с участием этого известного российского политолога. В заголовок, зацепивший внимание многих, вынесена его мысль в интервью: «В каком-то смысле можно сказать, что к власти сейчас в Абхазии пришла даже более пророссийская сила, чем прежнее руководство».

Сергей Маркедонов – один из самых мной уважаемых, если не самый уважаемый российский политолог; с его точными, выверенными суждениями о положении, в частности, на Южном Кавказе, думаю, трудно бывает не согласиться людям с самыми разными воззрениями. Но тут сразу возникло два… даже не столько возражения, сколько примечания.

Прежде всего, отчетливо вспомнилось, как в последние годы не раз встречал в текстах ряда других российских экспертов рассуждения о президентах Багапше и Анквабе как о пророссийских политиках, а о лидере оппозиции Рауле Хаджимба как об «абхазском националисте». Не правда ли, прикольно? Впрочем, эти эксперты, по моему глубокому убеждению, совершали элементарную ошибку, забывая про общеизвестное: любая оппозиция, критикуя внешнеполитическую деятельность руководства страны (а критика деятельности руководства – это, как говорится, ее работа), всегда исходит из того, что правители слишком слабо, непрофессионально отстаивают интересы своего государства, проявляют излишнюю уступчивость другой стороне в двусторонних отношениях. Вот тебе и весь «национализм»… Впрочем, уже 3 октября с. г. одно из тбилисских интернет-изданий оповестило о заявлении члена главного совета грузинской политической партии «Объединенное демократическое движение» Мамуки Ачба, в котором, в частности, содержится рассуждение, что «вновь избранный Хаджимба станет одной из наиболее антироссийски настроенных фигур».

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:49 0:00
Скачать

Вообще же говорить о большей или меньшей пророссийской ориентации того или иного абхазского лидера постсоветского периода, по моему убеждению, не имеет смысла (по крайней мере, в стратегическом, а не тактическом ключе). Вовсе не имею в виду, что все они, как оловянные солдатики, неотличимы в своих воззрениях, представлениях, привязанностях. Далеко не так. Но сам пост руководителя абхазского государства диктовал и диктует всем главный и, по сути, единственный внешнеполитический вектор – пророссийский. Ибо иной ориентации сегодня у Абхазии быть не может: только Москва является реальной силой, способной защитить ее от реваншистских устремлений Тбилиси. Это можно уподобить тому, как человек, находящийся на Южном полюсе, в какую сторону он бы ни повернулся, окажется смотрящим на север. Как поется в российском хите, «ориентация – север».

Вместе с тем у мнения Сергея Маркедонова, к которому, вполне вероятно, присоединятся сегодня и другие, есть, безусловно, основание – широко обсуждаемый, хотя текста его еще никто не видел, новый российско-абхазский договор. Его планируется принять до конца года, и он предполагает более высокий уровень интеграции двух стран. (Ранее использовавшаяся терминология «ассоциированные отношения», как скомпрометированная в абхазском обществе еще более десятилетия назад, похоже, окончательно снята с употребления.) По имеющей хождение версии, нечто подобное этому договору предлагалось ранее и Александру Анквабу, но он отнесся отрицательно, что и стоило ему той «равноудаленности» российских посредников во время майского внутриполитического кризиса, которая предопределила его отставку. Парадоксальность этой предполагаемой коллизии состоит в том, что упомянутое отношение экс-президента вполне могло основываться, в частности, и на опасении, что в случае согласия оппозиция подвергнет его критике за «сдачу национальных интересов».

Ну, и конечно, нельзя не отметить, что все, о чем мы сейчас говорим, – уравнение со слишком многими неизвестными, начиная с текста предполагаемого договора. И что все течет, все изменяется.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG