Accessibility links

«Мы одной крови...»


Когда правительство Грузии узнало, что существует такая команда, в Гори приехали премьер-министр Ираклий Гарибашвили, министр энергетики и известный футболист Каха Каладзе, другие министры: они сыграли в товарищеском матче вничью с бывшими игроками сборной Грузии
Когда правительство Грузии узнало, что существует такая команда, в Гори приехали премьер-министр Ираклий Гарибашвили, министр энергетики и известный футболист Каха Каладзе, другие министры: они сыграли в товарищеском матче вничью с бывшими игроками сборной Грузии

В советское время футбол в Грузии был национальным видом спорта. Страна прославилась не только легендарными игроками, но и спортивными комментаторами, оставившими заметный след в истории грузинского футбола. Недавно в Грузии появился еще один клуб – «Лиахви-Цхинвали». Он объединил на футбольном поле грузинских и осетинских игроков.

Футбол все еще остается спортом номер один в Грузии. В высшей лиге национального чемпионата выступают 16 команд. Среди них прославленные «Динамо-Тбилиси», «Торпедо-Кутаиси», «Динамо-Батуми». Пробиться в этот круг надеется и команда «Спартак-Цхинвали», созданная при прогрузинской так называемой администрации Южной Осетии. Большинство клубов финансируется правительством Грузии, однако, как рассказывает известный грузинский футболист Заза Ромелашвили, уровень грузинского футбола «очень упал». По мнению моего собеседника, причин несколько, но главная, на его взгляд, следующая:

«Из Абхазии шло много футболистов. Из Южной Осетии много игроков. Сейчас эти регионы уже не вместе с Грузией, и это сказывается на футболе. Это мое личное мнение».

Спортивная карьера Зазы Ромелашвили началась в Южной Осетии. Он «заболел» футболом еще в детстве, когда гонял мяч в шумных дворовых командах на улицах Цхинвала. Мир профессионального футбола также открылся ему в родном городе в команде «Спартак-Цхинвали», в которой с 1989 по 1991 годы Заза был капитаном команды. С началом грузино-осетинского вооруженного конфликта мужчина был вынужден покинуть Цхинвал и переселиться в Зестафони, где несколько лет выступал за местный клуб «Зестафони-Маргвети».

please wait

No media source currently available

0:00 0:05:50 0:00
Скачать

В 1993 году Заза Ромелашвили создал в Гори коллектив из уроженцев Южной Осетии. В августе этого года он пошел еще дальше – учредил футбольный клуб «Лиахви-Цхинвали» и собрал в одну команду осетин и грузин – выходцев из Южной Осетии. Вскоре в молодой коллектив потянулись и игроки из Северной Осетии. Их в команде добрая половина. Возраст игроков от 15 до 30 лет. Рассказывает учредитель футбольного клуба «Лиахви-Цхинвали» Заза Ромелашвили:

«У этой команды сейчас очень большая задача – из второй лиги она должна выйти без проблем в первую. У нас уже сейчас результат очень хороший: из четырех игр четыре победы. Тренируемся мы в городе Гори. Для ребят сняли квартиры, где они живут.

– Тренируете их вы сами?

– Нет, я инициатор создания команды. А тренером пригласили Серго Габелая, он тоже выступал в 80-е годы за «Спартак-Цхинвали». В коллективе у меня осетины из Цхинвали, осетины из Владикавказа, грузины, и никаких проблем нет. Команда дружная».

Заза Ромелашвили говорит, что футбол объединяет людей. Он считает, что политика не должна вмешиваться в спорт:

«Эта команда создана, чтобы показать, что мы не враги. Мы не чужие. Еще раз повторяю, мы одной крови. Когда правительство Грузии узнало, что существует такая команда, к нам в Гори приехали премьер-министр Ираклий Гарибашвили, министр энергетики и известный футболист Каха Каладзе, другие министры, и они сыграли в товарищеском матче вничью с бывшими игроками сборной Грузии. Счет игры был 4:4».

Заза Ромелашвили утверждает, что команда «Лиахви-Цхинвали» хоть и финансируется властями, но организация аполитичная. Он говорит, что не допустит, чтобы его детище использовалось в политических играх. График у амбициозного клуба расписан до конца года. Пока своим фан-клубом команда не обзавелась, но на трибунах стадиона всегда аншлаг. Самыми преданными болельщиками «Лиахви-Цхинвали» с первых дней стали беженцы из Южной Осетии, обосновавшиеся в Горийском районе.

– Скажите, а вы вспоминаете Цхинвал?

– Еще как! Я, когда в Зестафони жил, и тогда скучал. И сейчас в Гори то же самое. Я никак не могу привыкнуть ни к одному городу, ни к другому. Я родился и вырос в Цхинвали. Это мой город. Как мой, так и осетин. Там у меня много осетин-друзей осталось. Почему я не забываю Цхинвали? Вы оставите свой дом и уедете куда-нибудь навсегда? Нет. Я – то же самое. Я там вырос. Моя душа, моя кровь – все у меня там. Все. Я без этого города никак не могу жить. Но я хочу жить не так, чтобы там были только грузины. Но как раньше, чтобы там жили осетины, чтобы мы вместе жили, как раньше. Чтобы эта жизнь обратно вернулась.

– А что для этого нужно сделать? Как вы себе это представляете?

– Для этого нужно время. Много времени понадобится. Но если политики хорошо себя будут вести, люди сами уладят этот конфликт, или как там его называть. Ничего больше не надо. Люди сами решат. Люди. Никаких политиков там не надо, – убежден Заза Ромелашвили.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG