Accessibility links

Беспомощное правосудие


Поразительная закономерность: там, где есть хоть малейшие подозрения в том, что к совершению похищения или убийству причастны сотрудники силовых структур, правосудие в России начинает буксовать и в большинстве случаев оказывается беспомощным
Поразительная закономерность: там, где есть хоть малейшие подозрения в том, что к совершению похищения или убийству причастны сотрудники силовых структур, правосудие в России начинает буксовать и в большинстве случаев оказывается беспомощным

Семь лет назад в Ингушетии из гостиницы похитили трех журналистов РЕН ТВ и известного российского правозащитника Олега Орлова. Более часа их удерживали в машине и угрожали расстрелом. Следствие так и не смогло установить личности преступников.

В ночь на 24 ноября 2007 года в Ингушетии произошел беспрецедентный случай – из гостиницы «Асса» в Назрани похитили известного российского правозащитника Олега Орлова и трех журналистов телекомпании РЕН ТВ. Сценарий похищения похож на сюжет дешевого сериала про бандитов. Группа вооруженных людей в масках врывается в гостиницу, требует регистрационную книгу, находит нужные фамилии и затем спешно забирает этих людей из номеров. Похищенных более часа везут в микроавтобусе марки «Газель». Их высаживают на проселочной дороге, угрожают расстрелом, бьют, после чего похитители исчезают в ночи, бросив свои жертвы, которые самостоятельно добрались до первого отделения милиции, на произвол судьбы. Протоколы, допросы, медицинские освидетельствования. Уже вечером 24 ноября становится известно, что президент Ингушетии Мурат Зязиков взял под личный контроль расследование нападения на съемочную группу РЕН ТВ и правозащитника Олега Орлова.

Он лично приносит извинения пострадавшим, ограничившись, правда, только журналистами. Орлова к Зязикову не позвали. Власти республики заявили, что этот инцидент «был разработан и осуществлен деструктивными силами» и являлся провокацией.

Деструктивное правосудие
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:46 0:00
Скачать

Никто из пострадавших не поверил в то, что их похитили «деструктивные силы». Во-первых, перед самым похищением из гостиницы отозвали наряд полиции, который нес там постоянно дежурство. Во-вторых, сразу после похищения руководство гостиницы обратилось с заявлением в милицию, но в МВД факт похищения зафиксировали только после обращения самих пострадавших. Да и сами похитители действовали уверенно, не опасаясь того, что могут быть остановлены сотрудниками милиции.

В интервью корреспонденту «Новой газеты» Олег Орлов сказал: «Я уверен, что уголовное дело будет возбуждено, и ровно так же я уверен, что никто из нападавших на нас не будет найден».

По факту похищения Орлова и журналистов следственные органы Ингушетии действительно возбудили уголовное дело о незаконном проникновении в жилище, воспрепятствовании деятельности журналистов и вооруженном грабеже. Фактов похищения и нанесения побоев следователи не заметили. Следствие также отказалось удовлетворить ходатайство Орлова переквалифицировать дело на превышение полномочий должностными лицами за отсутствием доказательств причастности силовиков к данному преступлению. В мае 2008 года расследование дела и вовсе приостановили в связи с невозможностью установить подозреваемых. В январе 2009 года Орлов запросил для ознакомления материалы уголовного дела, но получил только часть документов. В апреле того же года Орлов обжалует в районном суде Ингушетии отказ следователя в доступе ко всем материалам уголовного дела. Суд не удовлетворяет данный иск, а Верховный суд республики оставляет в силе решение районного суда.

Слова Орлова о том, что виновные в похищении не будут найдены, оказались пророческими. Да и как можно найти кого-то, не прилагая к этому никаких усилий.

В октябре 2012 года Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу Орлова и других по факту похищения их представителями государственной власти.

В 2013 году следственные органы Ингушетии возобновляют производство по уголовному делу, однако и в этот раз следствие не приносит никаких результатов.

Поразительная закономерность: там, где есть хоть малейшие подозрения в том, что к совершению похищения или убийству причастны сотрудники силовых структур, правосудие в России начинает буксовать и в большинстве случаев оказывается беспомощным.

XS
SM
MD
LG