Accessibility links

Дагестанцы обращаются за помощью к Грузии


Между тем, пока одни дагестанцы ждут от Грузии помощи, некоторые их соотечественники, наоборот, жалуются на беспредел со стороны грузинских официальных структур
Между тем, пока одни дагестанцы ждут от Грузии помощи, некоторые их соотечественники, наоборот, жалуются на беспредел со стороны грузинских официальных структур

Тридцатидвухлетний уроженец Дагестана Микаил Кадиев, обвиненный грузинским судом в незаконном хранении оружия и взрывчатых веществ, обращается к журналистам. Сегодня в Тбилиси грузинские и дагестанские правозащитники зачитали письмо, которое Кадиев составил на днях в тюрьме. Заключенный пишет об угрозе возможной экстрадиции в Россию, где, по его мнению, он рискует стать жертвой внесудебной расправы. В ходе пресс-конференции выяснилось, что «дело Кадиева» – не единственная причина, по которой дагестанские правозащитники приехали в Грузию.

«Я еще раз говорю: мою беременную сноху убило государство Россия!» – не уставал повторять во время пресс-конференции дагестанский правозащитник Маматхан Байсултанов (Дагестанская региональная общественная организация «Союз защиты прав и свобод народов, человека и гражданина»). Пожилой мужчина приехал в Тбилиси поддержать земляка Микаила Кадиева. Но когда начал выступать, то выяснилось, что сам ищет помощи. Байсултанов, проживающий в Хасавюрте, рассказал, как в ноябре 2006 года российские силовики провели спецоперацию в доме его сына. Правоохранители искали некоего полевого командира Асхаба Бидаева, но под огонь попали сын и беременная сноха Байсултанова. Женщина скончалась на месте, сын остался инвалидом. Сначала силовики пытались обвинить супружескую пару в связях с вооруженным подпольем, но позже обвинения были сняты, вспоминает правозащитник.

«Расследование длится до сих пор. Это расследование 32 раза приостанавливали и столько же раз возобновляли. Поменялись 16 следователей. До сих пор они (стрелявшие силовики) не наказаны. Потому что своих работников, мол, наказывать нельзя. А убивать мирных граждан, значит, можно!» – возмущается Маматхан Байсултанов.

Дагестанцы обращаются за помощью к Грузии
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:20 0:00
Скачать

Мужчина рассказывает, что дело получило широкий резонанс в республике, им заинтересовались в ряде правозащитных организаций, в том числе в «Мемориале». Но справедливость, по его словам, он ищет не в России, а в Страсбурге, куда он уже пожаловался, и в Грузии. Правозащитник уверен, что с помощью грузинских коллег это дело будет предано еще большей огласке.

«Мир должен знать о беспределе в Дагестане и России», – заключает Байсултанов.

Приехавший вместе с ним сопредседатель дагестанской Ассамблеи коренных народов Руслан Расулов также надеется на помощь со стороны Грузии. Кайтагец по национальности Расулов утверждает, что в Дагестане ущемляются права малых народов. Шестнадцать национальностей упоминаются как этнические группы, и они искусственно включены в состав более многочисленных народов, рассказывает Расулов.

«Эти народы обречены на исчезновение, их история и культура не охраняются, так же, как и не охраняется территория исконного компактного проживания. Они насильственно ассимилируются. Грузия имеет возможность поднимать эти проблемы на уровне международного сообщества. Грузия является полноправным членом ООН. Она может выступать в комитетах ООН и обозначать эту проблему. В то время как Россия, которая тоже является полноправным членом ООН, никогда этот вопрос не затрагивает и не будет этого делать», – уверен Расулов.

Между тем, пока одни дагестанцы ждут от Грузии помощи, некоторые их соотечественники, наоборот, жалуются на беспредел со стороны грузинских официальных структур. Например, Микаил Кадиев, которому была посвящена сегодняшняя пресс-конференция, и Омар Ризванов. Уроженцы Дагестана были арестованы в Тбилиси летом прошлого года. В доме, где они проживали, правоохранители нашли оружие и взрывчатку. Но дагестанцы своей вины не признали. Тем временем грузинские правозащитники не исключают возможной экстрадиции Кадиева, который на родине обвиняется в убийстве дагестанского чиновника. Сам Кадиев отрицает и это.

Проживающий в Панкиси правозащитник Джокола Ачишвили, который организовал сегодняшнюю пресс-конференцию, рассказывает, что дагестанец хотел получить в Грузии статус беженца, но ему отказали. Сейчас правомерность отказа изучает апелляционный суд, куда пожаловался заключенный.

«Если ему и сейчас не предоставят статус, то начнется рассмотрение вопроса о возможной экстрадиции, чего не подтверждают, но и не отрицают наши власти. По закону мы не можем выдать Кадиева, так как между РФ и Грузией нет дипотношений, но, учитывая позицию некоторых представителей нынешних властей, такая опасность существует», – уверен Ачишвили.

Правда, он не уточняет, о каких представителях власти идет речь. Очередной процесс апелляционного суда назначен на завтра.

XS
SM
MD
LG