Accessibility links

Все возвращается, но по-новому


Ничего не поделаешь, «устроены так люди…» Вот и я, сколько ни высмеивал и в душе, и в публикациях своих астрологические, «ясновидческие» и подобные им прогнозы, невольно начал читать встреченную недавно в одном из абхазских интернет-изданий информацию «Участница «Битвы экстрасенсов»: что ждет Абхазию в Новом году» – о предсказаниях некоей Тамары Гагуа из Краснодара. Не потому, конечно, что верю Тамаре, а… все равно интересно, что она там наговорила. А потом по ссылке в конце текста – «Полную информацию с подробными комментариями читайте в выпуске журнала «Современная Абхазия» – прочел и журнальную публикацию. Кстати, она оказалась примерно того же объема и почему-то с другим содержанием.

Но общее в обоих текстах сразу бросается в глаза: в основном участница 14-го сезона «Битва экстрасенсов» на российском телеканале ТНТ «ясновидящая» Тамара Гагуа поступает весьма неглупо, выдавая пророчества, которые никак нельзя будет опровергнуть. А именно: «Россия предотвратит наступление третьей мировой войны». (Ловко, да? Не будет в наступившем году третьей мировой – значит, Россия предотвратила.) Или: сейчас рядом с Раулем Хаджимба «стоит его преемник. Он молодой, до тридцати ему. Многому учиться будет у Рауля Джумковича». (Попробуй определи: где он стоит и когда станет преемником.) Или: «2015 год – год женщин. Представительницам прекрасного пола повезет больше, чем мужчинам». И одновременно с этим «провидица» проявляет весьма странные познания и представления об Абхазии: что «именно Анкваб стал первой ступенькой становления Абхазии» (то есть до него никаких лидеров у нас не было?); что «не будет будущего у Абхазии, если она будет развиваться как туристическая страна. И Хаджимба это хорошо понимает» (многие страны в мире живут за счет туризма, и очень неплохо, так с чего Абхазии отказываться от этой отрасли экономики и что вместо нее развивать – тяжелое машиностроение?)

Все возвращается, но по-новому
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:33 0:00
Скачать

Ну, а если всерьез попытаться заглянуть в будущее – не с помощью мистических заморочек, а на основе анализа пройденного пути и складывающейся геополитической обстановки? Первое, что необходимо отметить, – наступивший год в Абхазии будет в гораздо большей степени зависеть от внешних обстоятельств по сравнению с предыдущим пятилетием, когда они представлялись намного более стабильными. После того, как в прошлом феврале победил киевский Майдан и на Украине произошла общественно-политическая разбалансировка, чреватая весьма опасными последствиями, первое, помню, что мы в узком кругу сухумских друзей отметили, – все это может «выйти боком» и Абхазии.

То есть мы, конечно, не знали, что все будет происходить именно так, как происходило в 2014-м: референдум в Крыму, гражданская война в Донбассе, в результате которой он поделен сейчас линией фронта на две части – ДНР, ЛНР, – то и дело гибнущие там от артобстрелов мирные жители, экономические санкции Запада против России… Но и не зная всего этого, просто будучи осведомлены о давней истории внутриукраинского противостояния и внешних силах, стоящих за этим, мы вполне ясно предвидели возможную эскалацию конфликта «Запад – Восток» (и внутри, и вне Украины). И что в случае больших проблем и трудностей у нашего стратегического партнера России это не может не отразиться и на маленькой Абхазии… В начало третьей мировой войны, правда, мы не верили, но то, что и без него из-за противостояния в Донбассе могут пройти очень существенные геополитические сдвиги, которые нас затронут, – факт неоспоримый.

Что касается внутриполитической ситуации в республике, то естественным образом приходит в голову, что мы находимся в начале очередного цикла противостояния власти и оппозиции, которое ранее, спустя 9,5 лет после предыдущей смены властной команды, закончилось «реставрацией» власти команды, находившейся у государственного руля до 2005-го. (С прибавлением, конечно, представителей более молодого поколения.) Уже и на интернет-форумах обратили внимание на то, как сегодняшняя оппозиция во многом взяла на вооружение риторику вчерашней оппозиции. Но далеко не факт, конечно, что все вернулось «на круги своя» и «повторится все, как встарь», тем более включая и сроки. Аналогия, скажем, с восьмилетним (обычно) циклом смены у власти в США Демократической и Республиканской партий тут представляется весьма сомнительной. Уже хотя бы потому, что от того мощного блока трех общественно-политических движений – «Единая Абхазия», «Айтайра» и «Амцахара», который в 2004-м шел к власти, осталось сейчас только слабое подобие. И если в 2005 году политическая оппозиция тогдашней власти была отмобилизованной и многочисленной, то к началу 2015-го сегодняшняя оппозиция в лице партии «Амцахара» выглядит гораздо менее убедительно. Прежде всего, там ощущается отсутствие явного лидера (набравший более трети голосов на последних президентских выборах Аслан Бжания, похоже, как и предсказывали, ушел из политики) и недостаток молодежи.

Несколько недель назад один знакомый аналитик из России спросил меня по электронной почте: «Насколько вероятно объединение партии «Амцахара» с движением «Айнар»?» Вопрос этот, что называется, застал меня врасплох и удивил. Тем более что это было еще до объявления фондом экспертного содействия «Айнар» на встрече с общественностью о преобразовании его через несколько месяцев в политическую партию. Но потом подумал: да, между «айнаровцами» и «амцахаровцами» очень мало общего, но поскольку первые явно позиционируют себя как критики властей (на упомянутой встрече это совершенно четко прозвучало), то логика политической борьбы вполне может на каком-то этапе перед какими-то выборами привести их к блокированию с «Амцахара». Правда, молодые амбициозные лидеры будущей партии «Айнар» критикуют все властные команды, все, что делалось в республике за последнее двадцатилетие, включая и тех руководителей, кого поддерживала «Амцахара».

Кстати, еще около года назад я, встретив одного знакомого парня из фонда «Айнар», начал расспрашивать его об этой организации. На вопрос, сколько в ней состоит людей, он ответил: «Больше тысячи». «Так тогда вам уже можно создавать партию!» – воскликнул я. «Не исключено, что так и будет». И когда прошлым летом началось выдвижение кандидатов в президенты Абхазии, думал, что, возможно, будет выдвигаться и кто-то из «Айнара». Но они, очевидно, пришли к выводу, что это еще не их выборы.

Но вообще, конечно, будущее складывается из такого числа неизвестных пока факторов, что браться предсказывать его с точностью – удел или чересчур самонадеянных экспертов, или шарлатанов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG