Accessibility links

Нам нужны другие «ласточки»


По словам Беслана Бутба, солидный инвестор не поедет в Абхазию, если ему надо будет тратить уйму времени на путь от Адлера до Сухума и преодоление границы на Псоу, другое дело – самолет
По словам Беслана Бутба, солидный инвестор не поедет в Абхазию, если ему надо будет тратить уйму времени на путь от Адлера до Сухума и преодоление границы на Псоу, другое дело – самолет

Сегодня у меня с одним приятелем завязался спор о Сухумском аэропорте, возрождение работы которого вот уже два десятилетия остается в республике несбыточной мечтой. В отличие от сквозного железнодорожного движения, у открытия которого в абхазском обществе есть как сторонники, так и противники, к идее открытия авиасообщения с Москвой (хотя бы) в Абхазии относятся с энтузиазмом. О сути нашего спора я скажу позже, а пока немного к «истории вопроса».

В 1997 году мне довелось вместе с сотрудником Минобороны республики совершить обзорную экскурсию по Сухумскому аэродрому и, в частности, подняться в салон стоявшего там персонального самолета ЯК-40 грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе, брошенного им во время последнего наступления абхазской армии в сентябре 93-го. «Пусть забирает свой транспорт», - говорили абхазские авиаторы. Но вот уже и самого Амвросиевича нет на этом свете, а самолет его, насколько знаю, все так же стоит на той же пустынной взлетно-посадочной полосе…

Нам нужны другие «ласточки»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:17 0:00
Скачать

Кстати, сотрудники Миссии ООН тогда, в конце 90-х, успешно курсировали на авиатранспорте между Сухумом и Тбилиси. Но о возрождении регулярных международных полетов пассажирских воздушных судов из Сухума тогда не могло быть и речи. Вплоть до августа 2008 года, когда Россия признала независимость Абхазии. После этого вопрос о перспективах открытия работы Сухумского аэропорта звучал почти на каждой пресс-конференции президентов Абхазии. Одно время очень популярным было рассуждение о том, что это открытие помогло бы разгрузить работу Сочинского аэропорта (в Адлере) в период проведения зимних Олимпийских игр 2014 года, тем более, что в Сухумском, который уже около пяти лет носит имя Владислава Ардзинба, прекрасные характеристики взлетно-посадочных полос. Но сочинцы обошлись своим аэропортом, реконструировав его, а грезы об открытии Сухумского так и остались грезами.

В очередной раз активизировались разговоры на данную тему в связи с последними президентскими выборами и сменой властной команды в республике. Президент Рауль Хаджимба на пресс-конференции в минувшем декабре выразил надежду, что аэропорт удастся ввести в строй действующих в течение двух лет. И подчеркнул, что долгое время считалось: этому препятствует международная организация ИКАО, но, насколько ему стало известно, это далеко не так.

Более подробно о состоянии дел здесь говорил на своей пресс-конференции во вторник премьер-министр Абхазии Беслан Бутба. Миллиарда рублей, которые, как он сказал, по его настоянию были вписаны в инвестиционный проект для обустройства аэропорта, на всю его инфраструктуру не хватит, деньги нужны еще на аэровокзал, гостиницу, автотранспорт. Идет поиск российских инвесторов, с одной компанией подписан договор. Очень хочется осуществить этот проект, но экономические проблемы в России ставят сейчас многое под вопрос. С декабря российское правительство оказывает активную помощь действующим аэропортам РФ, чтобы поддержать их деятельность. Ведь люди потеряли много денег, мало кто летает, отменяются некоторые авиарейсы… А еще имеет место и корпоративная борьба. Беслан Бутба рассказал о таком случае:

«Я недавно, месяц назад, принимал представителей РЖД здесь. И они говорили: «Беслан Тикович, не занимайтесь аэропортом, мы вас довезем до Адлера, докатим, пустим электричку «Ласточка». Я говорю: «Скажите, пожалуйста, как, за какое время ваша «Ласточка» долетит из Сухума до Адлера?» Они сказали: «За три часа». Я говорю: «У нас есть другая инфраструктура, автомобильная, которая обеспечит приезд до границы за час с лишним, и никто не будет садиться в вашу «Ласточку». Или это будет стоить вообще копейки?» Нет, говорят, это будет стоить в два раза дороже, чем сегодняшняя плата. Конечно, люди не будут пользоваться этой «Ласточкой». И эти «корпоративные игры» нам не нужны. Нам нужна инфраструктура воздушная».

Беслан Бутба добавил к этому, что и солидный инвестор не поедет в Абхазию, если ему надо будет тратить уйму времени на путь от Адлера до Сухума и преодоление границы на Псоу, другое дело – самолет.

А я вспоминаю, как сам ездил пару раз лет десять назад на электричке «Сухум – Адлер». Это было очень нудное путешествие, с долгими стоянками, и неслучайно ездило там все меньше людей, пока маршрут из-за убыточности и вовсе не закрыли. Пассажиры предпочитали автотранспорт еще и по той простой причине, что маршрутки идут до Псоу через каждые полчаса, а не раз в сутки, и им не надо было подстраиваться под время отбытия электрички. И вот сейчас лоббисты «Ласточки» по сути пытались наступить на те же грабли.

А теперь о нашем споре с сегодняшним собеседником. «А я уверен, – сказал он, – что и авиасообщение не будет рентабельным. Ну, будет самолет до Москвы летать, скажем, два-три раза в неделю… Но за два дня можно и на поезде добраться». «А что за удовольствие добираться два дня? – возразил я. – Причем летом эти самолеты наверняка будут заполняться туристами».

Все эти годы, пока идут разговоры об открытии Сухумского аэропорта, официальный Тбилиси высказывался категорически против. Вообще, интересно: в Грузии предлагают гражданам Абхазии бесплатное лечение, но при этом протестуют против того, чтобы облегчить им возможность передвижения. Какая-то весьма своеобразная политика по «наведению мостов».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG