Получивший скандальную известность художественный фильм «50 оттенков серого», премьера которого прошла в России 12 февраля, не будет показан в Южной Осетии по морально-этическим соображениям. Об этом сегодня ИА «Рес» сообщили в дирекции цхинвальского киноконцертного зала «Чермен».
По сообщению информагентства «Рес», официальная причина отмены показа фильма «50 оттенков серого» такова: «Учитывая мнение общественности республики, когда большинство ее жителей высказалось против показа фильма, было принято решение не ставить вопрос о приобретении киноленты».
Из заявления непонятно, был ли опрос общественности или, может, каким-то иным способом ответственным товарищам удалось узнать мнение цхинвальцев.
«Думаю, мало кто в Южной Осетии знает о существовании этого фильма и уж тем более никто не возмущался перспективой его показа в кинотеатре «Чермен», – говорит югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев. – Также трудно себе представить, что дирекция кинотеатра проводила опросы населения – показывать фильм или не показывать. Скорее всего, Южная Осетия просто автоматически присоединилась к акциям против этого фильма, которые сейчас проводят на Северном Кавказе».
Можно было просто молча отказаться от проката, и никто этого бы не заметил. Вместо этого решили отказаться демонстративно, объявить о своем решении всему миру. Зачем?
С одной стороны, нельзя не заметить заказ российских властей на некий консерватизм, который становится все явственнее по мере ухудшения отношений с западным миром. С другой стороны, по мнению доктора психологии, заведующего Международной лабораторией социокультурных исследований НИУ ВШЭ Надежды Лебедевой, это гипертрофированная реакция региональных чиновников на веяния из Москвы:
«Я бы не рассматривала эту историю как заказ центра, но как извечное желание чиновников выслужиться. Это такая ситуация, когда люди бегут впереди паровоза, чтобы, как им кажется, попасть в струю. Бегут, как всегда, не самые умные, не самые прогрессивные, не умеющие ничем другим прославиться и заработать, кроме как лизанием начальству всех доступных мест. К сожалению, это неизбежно. Другое дело, что раньше, когда наш курс был на запад, все это глушили на ранних подступах, и подобных акций просто не могло возникнуть. Сейчас же каждый пытается использовать ситуацию, чтобы выслужиться – такое вот рвение на местах».
Эта реакция снизу чем-то напоминает идеологическую борьбу с «загнивающим западом» второй половины двадцатого века. Помните: «нынче он танцует джаз, а завтра родину продаст»?
Запрет показа эротического фильма в пяти субъектах Северо-Кавказского федерального округа России по морально-этическим соображениям был преподнесен инициаторами как нравственная победа. А сам фильм как мощная идеологическая бомба по подрыву традиционной нравственности наших народов. Непонятно только, о какой победе речь?
Во-первых, в кинотеатрах предусмотрены возрастные ограничения на просмотр подобных фильмов, то есть пойти на сеанс могли только взрослые люди, которых уже поздно «перевоспитывать». Поэтому никакой «бомбы» под устои не было и предотвращать было нечего. Кроме того, кинолента доступна в интернете, как и многие другие «нехорошие фильмы». Таким образом, вся эта акция с отказом «по требованию трудящихся» не стоит и выеденного яйца.
Но если с мотивацией северокавказских чиновников все более или менее ясно (желание быть замеченными и поощренными руководством), то зачем было их югоосетинским собратьям ставить себя в такое смешное положение – их ведь не назначают из Москвы. Почему смешное? Потому что духовные скрепы не куются в чиновничьих кабинетах и духовность не вводят административно.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия