Accessibility links

Тайный советник


Вадим Дубнов
Вадим Дубнов

Конечно, Саакашвили все знал заранее. И заранее решил поиздеваться. И над грузинскими мидовскими работниками, делающими внушение послу Украины. И над премьер-министром, который дает распоряжение мидовским работникам. И, конечно же, лично над Бидзиной Иванишвили, который делает внушения, отдает распоряжения и совершенно не боится выглядеть смешным. Конечно, и Саакашвили все предвидел заранее, и Порошенко, который его назначил советником, потому что иначе так весело бы не получилось. Ну кто может себе представить, что Бидзина Иванишвили сам полез в эту ловушку!

Петр Порошенко мог назначить Михаила Саакашвили советником по любому вопросу. Хоть по организации реформ, хоть по отношениям с Россией. Бывший грузинский президент мог бы многое рассказать украинскому коллеге про положение, в котором тот оказался. Но по международным вопросам – это какой-то уж очень тайный советник.

Саакашвили – это две грандиозные истории. Одна – про реформы. Про рывок и почти подвиг. Вторая – хуже: про дискредитацию многого из того, что было достигнуто в первой. Сначала были реформы, а потом была инерция. Сначала было всеобщее доверие, а потом оно не было конвертировано в демократию, и все кончилось тем, чем кончилось. Сначала было бегство от империи, а потом была война. И, наконец, сначала был восторг Запада, а потом Запад от Саакашвили откровенно устал. И отвернулся, из последних сил храня верность хорошим манерам.

Тайный советник
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:33 0:00
Скачать

Чему может по этой части научить бывший грузинский нынешнего украинского?

Ничему. Порошенко по этой части и сам неплохой эксперт.

Украина ведь тоже источник печального опыта растранжиренных шансов. Зацикленных трансформаций, вечного возвращения и обреченности на бурный термидор. Украина – это тоже история ритмичного разочарования для тех, кто уже приготовился радоваться хотя бы чужому успеху в борьбе за их и нашу свободу. Саакашвили в качестве советника по международным вопросам – символ, причем пребанальнейший, особенно после Бендукидзе, который хотя бы говорил украинцам скверную правду. Саакашвили в качестве координатора поставок американского оружия, как сейчас говорится, вызов. В духе времени и вообще того стиля, в котором Порошенко демонстрирует миру дырявые автобусные железяки из-под Волновахи.

Порошенко часть той преемственности украинских элит, которые во сто крат облегчают разрушительные начинания Москвы. Про Меркель и Олланда ей приходится все время врать. С элитами по соседству проще, они ненамного лучше кремлевских, и все знают, что все это знают. И это позволяет всем желающим представлять сюжет не таким линейным и однозначным, каким он, в сущности, с отдельными ответвлениями, и является.

Но есть те, кто даже с учетом этих нюансов знает, насколько жизнь не бывает черно-белой. Быть не в восторге от действий Москвы - а Тбилиси более яркой позиции себе не позволяет, не означает быть за Киев. Пока украинцы назначали советниками и замминистрами бывших грузинских замминистров, можно было глухо роптать, ожидая неминуемого, и неминуемое случилось. Ловушка с треском щелкнула. Саакашвили, под ногами которого было предписано гореть любой на свете земле, находит признание и почет в Украине. Которую Тбилиси вроде должен поддерживать с той же безусловностью, с какой Цхинвали восторгается ополченцами. Но как теперь Тбилиси может быть на стороне того мира, с которым отношения Киева налаживает Саакашвили? Вне зависимости, напомним, как сам этот мир относится к Саакашвили.

Тбилиси виртуозно лишил себя остатков маневра даже в мелочах. У него уже нет выбора. Он обязан вызывать украинского посла и объяснять ему, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом не улыбаться. Плохо – это Саакашвили, и это единственная формула устройства мира, которая стоит всего остального, и остального не жалко.

Смешно. Но очень серьезно. В рамках этой логики Тбилиси ничего не проигрывает. Тбилиси уже два года живет так, чтобы про него пореже вспоминали как на Востоке, так и на Западе. Лишая себя пространства, Грузия находит идеальную для себя нишу, и благодаря решению Порошенко, она костенеет. Теперь Грузия, даже если захочет, не в состоянии изобразить какую-нибудь политическую инициативность. Если, конечно, она не связана с Саакашвили. Пусть все это выглядит анекдотом, зато никто не задаст никаких вопросов. Ни про войну, ни про Украину, ни про Россию. Президент Маргвелашвили, правда, в эту игру играть не хочет. Но его и так пока никто ни о чем не спрашивал.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG