Accessibility links

Майдан. Год спустя


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

После трагических событий на киевском Майдане прошел год. Как и следовало ожидать, мнения по поводу его итогов разделились.

Сами украинцы и их доброжелатели недовольны, жалуются на то, что прошел год, а результатов – никаких. В лагере «ватников» – напротив, радость и торжество. «Русский мир», как носитель гуманистических идей православия и всеобщей справедливости, всегда нескрываемо радуется тому, что соседу плохо... Украину уже списали, Майдан назвали то бесполезным, то фашистским, то просто протухшим...

По сути, неправы и те и другие, потому что, требуя от нынешней власти обозримых перемен за год, они фактически оценивают Майдан как просто смену одной – плохой – власти на другую, которая, по идее, должна быть хорошей. Это очень похоже на то, как грузинские «ватники» в 2014 году сравнивали Майдан с уже затасканными со всех сторон событиями 7 ноября и 26 мая.

На самом деле в Украине происходит куда более масштабный процесс переформатирования нации. Сегодня там 90-е годы, отложенные на 20 лет, но, по сути, с теми же целями.

Чем отличается процесс переформатирования страны от обычного процесса реформ? Отличается тем, что в это время на страну наваливаются одновременно все напасти: в случае с Украиной – это раскол по линии Восток-Запад, коррумпированная система, индустрия, которая критически зависит от связей с Россией, а еще газ, энергетика, дырявые границы, слабые силовые структуры. От одного перечисления всех этих бед голова кружится.

Никаких ощутимых изменений за год не будет. И за два не будет. Возможно, на то, чтобы украинцы на себе почувствовали реальное обновление страны, потребуется больше времени, чем все они думали, не исключено, что для этого понадобится несколько новых правительств.

Украина должна будет пройти все круги ада – войну, обвал валюты, закрытие значительной части предприятий советского времени, безработицу, безденежье, запредельно высокие тарифы на энергоносители.

В такой ситуации многие ставят вопрос – «А может, не стоило начинать Майдан? Может, стоило оставить все как есть?»

Может быть, и не стоило все начинать... А может, вообще не стоило гомо сапиенсам выходить из пещеры? Сидели бы там в относительном тепле и безопасности, а то ведь вышли, разбрелись по миру, навлекли на себя беды... Может, не стоило французам затевать кучу революций? Ну как-нибудь само собой бы все наладилось? Или, может, не стоило американцам воевать между собой, рвать страну на Юг и Север, ну подумаешь – работорговцы, в конце концов все как-нибудь рассосалось бы само собой? А чего это там Христофор Колумб поперся Индию искать? Сидел бы себе спокойно дома. Что, больше всех надо?

И, действительно, может, самое лучшее решение – это спрятаться в ставший привычным чеховский футляр – «Как бы чего не вышло»?

Можно и так. Но только люди в футлярах не пишут мировую историю. Ее пишут люди и народы, готовые идти на риск в ситуации, когда выход далеко не очевиден.

Предположим, не случился Майдан. И никогда не случится. Что ждало Украину в таком случае? Тихое, медленное угасание. Никакой войны, никакого экономического кризиса, жили бы более или менее нормально, как все прошедшие 25 лет. Как говорится, ни рыба ни мясо. И каждый день – как очередной день сурка, никаких изменений. Каждый год – как день сурка. Пройдет 20 лет, а украинцы все еще будут работать на загнивающих советских предприятиях, получать 200 долларов в месяц, терпеть чиновников и ментов, с завистью смотреть на Межигорье и по-прежнему спорить с русскими о цене на газ...

История наглядно свидетельствует: ни одной успешной стране так и не удалось избежать долгого периода катаклизмов в процессе формирования государства и единой национальной идентичности. Все прошли через реки крови. Кому-то повезло. Например, США, которые вышли из братоубийственной гражданской войны сильнее, чем были до нее. А вот в XXI веке сирийцам – не повезло. Хорошего выхода у них уже не осталось...

Так всегда и происходит. Риск – это 50 на 50. Никто не дает никаких гарантий. Сегодня, в 2015 году никто не возьмется сказать, чем в итоге все закончится для Украины. Мы можем верить в украинцев, можем желать им успеха, но ЗНАТЬ – не дано никому...

Можно было «не начинать»... Еще 20 лет. Консервировать все те проблемы, от решения которых Украина отчаянно пыталась уйти все 25 лет независимости. 2014 год показал, что затягивание – самое худшее решение. То, что можно сделать в 92-м, – надо сделать в 92-м, не дожидаясь 2014-го. То, что можно сделать в 2014-м, – лучше сделать в 2014-м, не дожидаясь 2030-го. Все равно ведь от судьбы не уйдешь.

И в конце – грузинская тематика. Пару слов о тех, кто оценивает события в Украине исключительно через призму «Миша – не Миша». Есть такая категория деятелей, которая, наверное, в ближайшее время начнет движение протеста против теории Исаака Ньютона о том, что сила притяжения действует на всех без исключения, в том числе – о ужас! – и на Мишу с «националами».

Хотелось бы им сказать: деятельность активистов прошлой власти – это незначительный, маленький фрагмент огромной и сложной картины трансформации целой 45-миллионной страны. Оценивать по ней эпический (без преувеличения) процесс, который мы сейчас видим... Ну-у-у... Не знаю. Ребята, зачем вы себя так мучаете? XXI век на улице, медицина достигла невероятных вершин. Примите, например, аминазин. Говорят, сильно успокаивает…

А украинцам хотелось бы пожелать терпения. Это самое главное, что понадобится им в ближайшие годы...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG