Accessibility links

Лари завтрашнего дня


Из выступления грузинского премьера на пресс-конференции было трудно понять, есть ли у правительства реальные планы по борьбе с экономическим кризисом и девальвацией лари
Из выступления грузинского премьера на пресс-конференции было трудно понять, есть ли у правительства реальные планы по борьбе с экономическим кризисом и девальвацией лари

На сегодняшней пресс-конференции премьер-министр Ираклий Гарибашвили говорил и об экономических вопросах. Однако из его выступления было трудно понять, есть ли у правительства реальные планы по борьбе с экономическим кризисом и девальвацией лари. Премьер лишь призвал общественность «набраться терпения» в ожидании лучших времен. Примечательно, что Гарибашвили воздержался от резких заявлений в адрес руководства Нацбанка, которое он традиционно обвинял в падении лари.

В ходе двухчасовой пресс-конференции премьеру пришлось отвечать не только на политические вопросы. Например, СМИ интересовало, когда остановится падение курса лари, продолжающееся уже пятый месяц подряд. Премьер внятного ответа на вопрос не дал. Ираклий Гарибашвили лишь посоветовал гражданам дождаться лета, когда появятся иностранные туристы.

«Я хочу посочувствовать населению Грузии и выразить надежду на благоприятное изменение ситуации. У меня нет готового рецепта по выходу из положения на ближайшее время. На это может понадобиться несколько месяцев. Мы ожидаем, что лари стабилизируется в летние месяцы, когда начнется строительство нескольких инфраструктурных проектов и в экономику Грузии поступит несколько сот миллионов долларов. Также мы ожидаем увеличения притока иностранных туристов. Эксперты и аналитики считают, что летний период благоприятно скажется на курсе лари, который пойдет вниз», – заявил премьер.

Лари завтрашнего дня
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:34 0:00
Скачать

Гарибашвили явно оговорился, когда сказал, что лари «пойдет вниз». Наверняка он имел в виду, что курс национальной валюты укрепится, т.е. пойдет вверх.

Выглядело несколько необычным, что премьер ни разу не упомянул руководство Нацбанка, которое он ранее не раз обвинял в бездействии. Виной происходящему на валютном рынке Гарибашвили назвал совокупность внешних факторов. «В условиях кризиса у большинства соседей Грузия не могла обеспечить стабильность национальной валюты, так как на это у страны физически нет ресурсов», – убеждал журналистов премьер.

Беспомощное выступление премьера вызвало недоумение у банковского эксперта Лии Элиава. Она назвала ряд факторов, которые в ближайшее время будут способствовать углублению валютно-экономического кризиса:

«Я не разделяю оптимизма правительства, так как оно неспособно воздействовать на курс лари, а у Нацбанка, по всей видимости, нет ни желания, ни адекватных ресурсов, чтобы как-то смягчить удар валютными интервенциями. Чрезмерная зависимость от валютных поступлений превратилась в бедствие для нашей экономики, которая зависит от доллара уже на 65%. Это является самым высоким показателем на постсоветском пространстве. К сожалению, при наличии эффективных рычагов Нацбанк не предпринимает никаких шагов для снижения доли доллара в экономике. В свою очередь, у правительства нет четкого видения экономических процессов. До тех пор, пока власти будут считать иностранную валюту залогом развития экономики страны и будут игнорировать лари, ничего не изменится. Я считаю ситуацию трагической».

Бизнесмены видят ситуацию не столь пессимистично. Во всяком случае, таким прогнозом поделился председатель Бизнес-ассоциации Грузии Георгий Чиракадзе:

«Мы видим первые признаки успокоения ситуации и согласны с утверждением, что приток валютных поступлений в летние месяцы будет способствовать укреплению лари. Лари уже достиг дна, и в ближайшее время начнется процесс его оздоровления. Самым важным на этом этапе является сохранение спокойствия как со стороны общественности, так и бизнеса».

Любопытна позиция президента Нацбанка Георгия Кадагидзе, который заявил вчера, что при благоприятном стечении обстоятельств к декабрю годовой уровень инфляции достигнет 5%. Критики правительства задаются вопросом, насколько же может обесцениться лари при таких темпах инфляции, если девальвация лари на 30% привела к росту цен на уровне 1,5% в годовом исчислении.

XS
SM
MD
LG