Accessibility links

Салонные вечера XXI века


Анита – харизматична и страстна, как и ее любимая Кармен. Без арий из этой оперы не обходится практически ни один ее концерт
Анита – харизматична и страстна, как и ее любимая Кармен. Без арий из этой оперы не обходится практически ни один ее концерт

Проект по возрождению забытой традиции проведения салонных музыкальных вечеров стартовал в Тбилиси. Вчера на малой сцене театра Руставели прошел первый концерт дуэта всемирно известной певицы Аниты Рачвелишвили (меццо-сопрано) и пианиста Давида Аладашвили. Они исполнили ряд композиций грузинских и зарубежных композиторов.

Анита Рачвелишвили рассказывает, что к подбору салонного репертуара они с пианистом Давидом Аладашвили – выпускником Джулиардской школы – отнеслись с большим вниманием. В итоге остановились на Де Фалья, Дебюсси, Тактакишвили, Чайковском и Рахманинове. Свою лепту в создание соответствующей атмосферы вечера внесли старинные предметы мебели и костюмы, использованные в качестве декораций.

Тандем пианиста и оперной дивы уже состоявшийся и проверен временем. Давид на сцене пластичен и улыбчив, Анита – харизматична и страстна, как и ее любимая Кармен. Без арий из этой оперы не обходится практически ни один ее концерт, признается Анита. На этот раз исполнители преподнесли их в шуточной форме: разыграли сценку, в которой пианист неожиданно для вокалистки во время исполнения сегидильи из оперы «Кармен» периодически наигрывает то Канчели, то Моцарта. Анита держится стойко: импровизирует, бросая лишь «гневные» взгляды в сторону шутника.

Салонные вечера XXI века
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:13 0:00
Скачать

Давид Аладашвили считает, что такие легкие номера помогают заинтересовать неискушенного зрителя. Наглядно продемонстрировать, что классическая музыка – это не всегда скучное мероприятие, периодически сопровождаемое недовольным шиканьем престарелых дам, меняющих меха на веер в соответствии с погодными условиями:

«Мы пытаемся сделать нашу программу максимально интересной. А подобные номера сближают исполнителя с публикой. Все они, кстати, родились на наших репетициях – были сымпровизированы и только потом оформлены в концертные номера. Как правило, это забавляет и аудиторию, и нас самих».

В принципе, салон, по умолчанию, предполагает камерность общения исполнителей с аудиторией. Отсутствие помпезности, напыщенности придает этому диалогу своего рода интимность. Такие вечера, считает Анита, помогают как исполнителям, так и зрителям соприкоснуться с другой реальностью:

«Пытаешься забыть реальность – проблемы и все такое, – заходишь в театр и ищешь какую-то магию. Вот эта магия была сегодня на сцене. И мы сделаем все для того, чтобы эта традиция жила».

Возрождение салонной музыки – это не только погружение в традицию. Салон XXI века – это своего рода противостояние массовой культуре – конвейеру, с ювелирной точностью подгоняющему горшки под крышки. Музыковед Марина Беридзе считает, что подобные вечера могут быть созвучны ритму современной жизни. Главное, говорит она, взяв в основу традицию, привнести в нее нечто новое:

«Это очень интересный проект. Он должен получиться, потому что старт он взял очень хороший. У меня единственное желание: чтобы он не превратился в тот салон, который был, чтобы видеть здесь талантливых молодых людей, которым нужна поддержка. Поэтому салон должен быть XXI века: на традициях старых салонов в смысле культуры, вкуса, но запах должен быть XXI века».

В свете вышесказанного музыковед считает очень важным и похвальным тот факт, что оперная дива мирового масштаба вчера на время уступила сцену молодым вокалисткам Мариам Роинишвили и Наталии Кутателадзе, а также патриаршему хору под руководством Симона Джангулашвили. По словам Беридзе, подобные поступки ныне в дефиците. Хотя именно такой подход мог бы помочь раскрытию новых талантов, нуждающихся в поддержке. В которой, кстати, когда-то нуждались и те, кто ныне уже известны широкой публике:

«Если все большие исполнители будут поддерживать молодых, может быть, у нас что-то и получится».

XS
SM
MD
LG