Accessibility links

Андрей Носенко: «Прыжок – точка невозврата для бейсджамперов»


Не очень многие люди на планете решаются заняться прыжками с парашютом со зданий и отвесных скал, ведь это не только незабываемые ощущения, но и риск для жизни
Не очень многие люди на планете решаются заняться прыжками с парашютом со зданий и отвесных скал, ведь это не только незабываемые ощущения, но и риск для жизни

Бейсджампинг – сравнительно молодой вид спорта, который вывел парашютный спорт на абсолютно новый уровень. Не очень многие люди на планете решаются заняться прыжками со зданий и отвесных скал, ведь это не только незабываемые ощущения, но и риск для жизни. 28-летний житель Тбилиси Андрей Носенко один из немногих парашютистов, решивших посвятить свою жизнь этому спорту.

– Андрей, расскажи, пожалуйста, что такое бейсджампинг?

– Бейсджампинг – это спорт. По сути, им занимаются парашютисты, которые устали прыгать с самолетов, вертолетов и решили попробовать что-то новое. Первые прыжки производились со скал в Америке. Прыгали с обычными парашютами, приспособленными для прыжков с самолета. Позже этот спорт начал распространяться по всему миру. В России первые прыжки спортсмены осуществили в середине 90-х, на Украине чуть позже, но мы отстаем в этом и от Европы, и от Америки, поскольку тут у людей не те финансовые возможности. Сначала был проблемой и языковой барьер, состоявшиеся американские спортсмены учили только тех, кто понимал английский язык.

Андрей Носенко: «Прыжок – точка невозврата для бейсджамперов»
please wait

No media source currently available

0:00 0:09:59 0:00
Скачать

– А как ты пришел к этому, как ты начал заниматься этим видом спорта?

– Приблизительно пять лет тому назад я попал в автокатастрофу, получил перелом шеи, мне поставили железную пластину. Когда я выписался из больницы, лежал дома, открыл youtube (интернет видео-портал), смотрел видеоролики, где парашютисты прыгают с самолетов или каких-то объектов. Все это казалось мне тогда чем-то далеким, словно это находится за чертой, за горизонтом, недосягаемо. Может, у них (бейсджамперов) богатые родители, может, изначально больше возможностей, они крутые. В момент, когда я это смотрел, я осознавал, что у меня проблемы со здоровьем, что, возможно, не смогу поднять больше пяти килограммов, как утверждал мой врач. Но меня на этом «заклинило». Я решил во что бы то ни стало достичь этой цели (стать бейсджампером). Первым шагом стал сбор информации, чтение форумов, общение с людьми. Через полгода после аварии я начал заниматься парапланеризмом. Парапланеризм научил меня понимать погоду, то, как ведет себя крыло, то есть нечто похожее на парашют, учитывать метеоусловия, изучать площадки приземления. Я приблизился к пониманию того, что такое парашют и сверхлегкая авиация. Прошло время, а я продолжал мечтать о бейсджампинге, продолжал знакомиться с людьми и собирать информацию, и наконец у меня появилась возможность осуществить парашютные прыжки на Украине. Почему на Украине? Потому, что ни в Грузии, ни в соседних странах парашютный спорт не развит на современном уровне.

– А можешь подробнее рассказать о том, почему в Грузии нет парашютного спорта?

– В Грузии прыгают военные, они и тренируют парашютистов, однако военные – это отдельная тема. Совершенно другое дело – гражданская авиация и гражданский парашютизм. Естественно, у многих желающих был бы шанс начать заниматься бейсджампингом и стать спортсменами-парашютистами, но у нас этого просто нет. Возможно, проблема заключается в материально-технической базе. Во всей Грузии лишь один-два самолета потенциально подходят для этого дела, желательно, закупить больше, поскольку развитие парашютного спорта очень важно, таким образом, государство сразу заявляет о своем статусе. То есть, если в стране осуществляются парашютные прыжки сертифицированными специалистами и соответствующей техникой, – это уже много значит. Это полезно для туризма и повышает рейтинг страны на международном уровне.

– Как бы ты описал свои ощущения во время прыжка, полета и приземления?

– Очень часто в разговорах с людьми я натыкаюсь на фразу: «Я боюсь высоты». Люди ошибаются в одном: им кажется, что только у них есть такая фобия и они особенные. Но на самом деле все мы боимся высоты, точнее, упасть с нее. Этот страх сдерживает нас от прогулок по парапету высокого здания. Но ко всему можно привыкнуть, и я убедился в этом. В детстве, когда мы с друзьями забирались на крышу восьмиэтажного здания и медленно подползали к краю, смотрели вниз, нам было страшно, мы боялись даже присесть. Прошли годы, и сегодня я спокойно прогуливаюсь по краю 160-метровой скалы или какой-нибудь антенны, могу перейти на кран, расположенный на 170-метровом небоскребе, по арматуре шириной в 10 сантиметров, и страха уже нет. Но все это пришло в результате обучения и привычки. Прыгать я начинал со 130-метрового моста. Мост считается одним из наиболее безопасных объектов для начала обучения, поскольку в бейсджампинге бывает, когда парашют открывается не по направлению прыжка, а в противоположном направлении. В такой ситуации ты можешь врезаться в объект, с которого спрыгнул. Мост эту проблему решает, под ним ты «открываешься» (открываешь парашют) в любом направлении и можешь скорректировать свое положение, не сталкиваясь ни с каким объектом.

Так вот, приезжает мой учитель из Петербурга. Мы с ним все приготовили и отправились в Армению, где располагается этот мост (с которого Андрей спрыгнул впервые). В первый день я пытался спрыгнуть с него два раза и не смог решиться. Вернулся в квартиру, в которой мы остановились, с дрожащими ногами, отоспался, и лишь на следующий день у меня получилось прыгнуть в первый раз. Самое интересное чувство, которое испытываешь поначалу, – это «точка невозврата». Ты стоишь ровно, начинаешь отталкиваться, и в какой-то момент в твоем мозгу возникает мысль: вот она, «точка невозврата». Теперь ты не сможешь удержаться, схватиться за что-либо, теперь лишь путь вперед, теперь все по-настоящему.

Ты летишь, раскрывается парашют, и лишь в момент, когда ты касаешься земли, победно пробегаешь с парашютом, падающим за твоей спиной, захлестывает эйфория, наверное, сравнимая с каким-нибудь наркотическим опьянением, я не знаю.

– Случались ли у тебя когда-нибудь инциденты, этот спорт ведь достаточно опасный?

– На сегодняшний день бейсджампинг считается одним из самых опасных видов спорта и увлечений на планете, поскольку вероятность летального исхода очень высока, а шанс получить травму еще выше. С 80-х годов погибло более 250 человек, а учитывая то, что «прыгающих» лишь несколько тысяч, соотношение смертей к удачным прыжкам достаточно большое.

Лично я однажды стал участником происшествия. В декабре прошлого года я прыгал с моста, и у меня произошла закрутка – это когда во время раскрытия тебя закручивает под парашютом и ты теряешь возможность эффективно им управлять. У меня было четыре секунды для того, чтобы что-то предпринять. Я пытаюсь раскрутиться, и тут я понимаю, что у меня это не выходит, не хватает времени, а скала уже близко. Я начинаю тянуть за «свободный конец» – это один из способов повернуть парашют, если ты не «расчековал клеванты» – рули управления парашютом. Так вот, в последний момент я потянул за что-то, отвернул парашют, но меня маятником повело на скалу, я ударился, получил сотрясение мозга и упал с 12 метров в свободном падении. На самом деле я отделался достаточно легко, у меня был лишь перелом позвоночника в районе поясницы, а точнее, не самого позвоночника, а его боковых отростков. Меня отвезли в армянскую больницу, подлечили, и через полтора месяца я уже был в норме. Я шел на это, понимая, что такое может произойти. Да, мне было очень больно, тяжело, но я осознавал, что это результат моего собственного решения, поэтому перенес все это нормально. Нельзя заниматься бейсджампингом и думать, что этого с тобой не произойдет.

– И напоследок, что бы ты посоветовал новичкам?

– Новичкам в бейсджампинге я бы посоветовал не начинать необдуманно. Трудно представить, какие сложности и опасности их ждут на этом пути. Но не начинать не потому, что это опасно. До этого им необходимо пройти определенный этап, научиться летать на парашюте, на параплане. Я понимаю, что люди смотрят разные видеоролики, как люди летают в вингсьютах (специальный костюм для полетов с перепонками между руками и ногами), прыгают с разных зданий – с мостов, антенн и скал. Это кажется простым, крутым и интересным. Но на самом деле за всем этим множество травм, погибших и искалеченных людей. И для того чтобы у вас были шансы выжить, необходимо максимально рационально подходить к бейсджампингу: понимать собственные шансы на успех, тренироваться, учиться и искать информацию.

XS
SM
MD
LG