Accessibility links

Хочется послушать ветеранов


По сравнению с прошлогодними, нынешние праздничные мероприятия отмечались c большим размахом. Официальных лиц и число гостей, посетивших праздник, уже было куда больше, чем самих ветеранов...
По сравнению с прошлогодними, нынешние праздничные мероприятия отмечались c большим размахом. Официальных лиц и число гостей, посетивших праздник, уже было куда больше, чем самих ветеранов...

В городах Грузии сегодня отмечали годовщину окончания Второй мировой войны. По сравнению с прошлогодними, нынешние праздничные мероприятия отмечались c большим размахом. Официальных лиц и число гостей, посетивших праздник, уже было куда больше, чем самих ветеранов...

В парке Ваке, где в честь погибших во Второй мировой войне горит вечный огонь, сегодня было очень многолюдно. У входа в парк посетителей встречали грузинские байкеры на мотоциклах, которые пытались не допустить на мероприятие байкеров из России с георгиевскими ленточками. Оцепленный полицией парк Ваке больше напоминал митинг политических партий, чем праздничное мероприятие. К слову, байкеры из России там так и не появились…

Ощущение напряженности усилилось на подходе к мемориалу, где толпы фоторепортеров, журналистов и телевизионщиков взяли в плотное кольцо эпицентр мероприятия. Многочисленные делегации различных политических сил, дипмиссий и госструктур сменяли друг друга, возлагая к памятнику неизвестного солдата горы цветов.

Хочется послушать ветеранов
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:52 0:00
Скачать

Сами ветераны войны расположились на боковых аллеях парка. Создавалось впечатление, что они исполняли роль безмолвной декорации в празднике, где должны были играть одну из главных ролей.

Утром к вечному огню возложил цветы президент Георгий Маргвелашвили, а ближе к 11 часам мероприятие посетил новоиспеченный кабинет министров, где на передних планах отметились премьер Ираклий Гарибашвили и новый министр обороны Тинатин Хидашели, а с ними и Патриарх всея Грузии Илия Второй. Премьер и министр обороны произнесли торжественную речь.

Но больше хотелось послушать ветеранов, чем торжественные речи. Я приблизился к паре участников войны, которые сидели на скамье неподалеку от мемориала. По словам Серго Арчвадзе и Артема Копалиани, их не волнует шумиха вокруг георгиевских ленточек, нагнетаемая определенными кругами общества. Не особо тронули ветеранов войны и речи чиновников. По их словам, они лишь пришли почтить память людей, своих соратников, сложивших головы во имя избавления человечества от фашизма.

Артем Копалиани проживал в Сухуми, откуда был призван в ряды советской армии в 1943 году, принимал участие в боях за освобождение Украины, а войну завершил в Вене в звании сержанта:

«Армейские сборы мы проходили в Гагре, на это ушло полгода. Было настолько тяжело, что мы мечтали побыстрее попасть на фронт. После учебных сборов нас, уроженцев Грузии, распределили по разным фронтам. Первое боевое крещение я получил при форсировании Днепра, принимал участие в боях за освобождение Югославии, Румынии, Австрии»... Тут разговор прервала маленькая девочка, которая вручила ветеранам по алой розе. Следом участники благотворительных организаций передали старикам по увесистой бандероли.

«К чему мне эти подачки? – вздыхает 92-летний Артем Копалиани. – Правительство нам на праздник выделило по одной тысяче лари, я их уже отдал внукам. У меня крошечная пенсия и бесплатный проезд в транспорте. Я беженец из Абхазии, живу в университетском общежитии, нас шесть человек в одной комнате. На войне я бок о бок воевал вместе с русскими и абхазами. А сейчас что происходит? Вмешались политики и рассорили нас. Народам нечего делить, все политики виноваты».

К разговору присоединяется второй участник войны, Серго Арчвадзе, ему 90 лет.

«Я хочу сказать политикам, и пусть это будет, как завещание: если вы не в силах сделать хорошее, то хотя бы не вредите! Я с болью наблюдаю за событиями на Украине – эта война оскорбляет наше прошлое и будущее. Нам не нужна война, нам нужно добро, нам нужно больше улыбок!» – завещает Серго Арчвадзе.

Я прощаюсь со стариками. По их словам, в 2013 году их было шесть тысяч человек, а к нынешнему году осталось всего 1800. «Возможно, через пару лет некому будет праздновать», – с улыбкой прощаются они.

Я очень надеюсь, что это будет не так.

XS
SM
MD
LG