Accessibility links

Спасибо Галусту Саакяну!


Вадим Дубнов
Вадим Дубнов

Встреча спикера армянского парламента Галуста Саакяна с Анатолием Бибиловым, коллегой из Южной Осетии, относится к жанру экзотическому, но в наших краях обыденному. Этот жанр – политический анекдот, легко перерастающий в политический скандал, и все равно анекдотом остающийся. Все понимают и понимающе улыбаются, но, поскольку дело требует серьезности, деланно хмурятся и грозят пальцем. Впрочем, недолго.

Рядом с армянским спикером не оказалось в очередной раз штатного сотрудника, который работает консультантом по правилам дипломатического этикета. Крайне нехитрым, уровня пользования ножом и вилкой. Будучи одним из руководителей государства, встречаться с представителем непризнанной страны нельзя, даже если кто-то решит, что это не по-кавказски – отпустить гостя без тоста и кебаба. Спикер Саакян не отпустил. Бывает. Но своим понятным гостеприимством он заставил импровизировать всех, потому что не импровизировать в этой истории - новый скандал и новые проблемы. И новый казус. Все равно, что идти в Белый дом в джинсах.

Спасибо Галусту Саакяну!
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:28 0:00
Скачать

Итак, Анатолий Бибилов едет в Карабах. Очередная обыкновенная история. Понятно, через Армению, и Галуст Саакян не должен вдаваться в политические нюансы, когда речь о госте. Но ладно бы Южная Осетия отделялась от Испании или там от Бангладеш. Как назло, от Грузии, отношения с которой у Армении и так по-соседски непросты. Невинное гостеприимство спикера вынуждает всех задаваться грандиозными политическими вопросами. Может быть, спикер Галуст Саакян отомстил Тбилиси за вызывающее невнимание к 100-летию Геноцида? Формально Грузия на мероприятиях присутствовала, правда, далеко не на том уровне, который Армения считала бы уважительным. Но если бы Ереван и в самом деле из-за этого устроил такой дипломатический пассаж, все в политическом смысле обстояло бы намного хуже и напряженнее, чем простое отсутствие рядом со спикером в нужный момент интеллигентного человека. В условиях евразийского братства, которое может обернуться для Армении очередной блокадой, показывать гримасы соседу, через двор которого пролегает последняя тропка в мир и, кстати, к морю, наверное, не рискнул бы даже Галуст Саакян. Но с формальной точки зрения гримаса налицо, и потому Тбилиси тоже обязан реагировать. Не обидеться – значит подставить другую щеку. А бдительная грузинская оппозиция и без этого давно потеряла счет таким актам смирения.

И ведь действительно не без того. Грузинская власть предпочитает ни с кем из соседей не ссориться и не обострять. Даже традиционный политический вектор сближения с Баку нынешний Тбилиси пытается компенсировать как минимум неухудшением отношений с Ереваном. Внимательно наблюдающий со своего холма за нацией ее Наставник в бытность свою ее формальным начальником умудрился даже выпутаться из деликатной коллизии. Связана она была как раз с его готовностью обещать по обыкновению всем, в том числе враждующим соседям, несовместимое и невозможное, и ничего, жизнь продолжается. Только надо как-то обидеться, а как, если опыт негодования у власти имеется только в отношении оппозиции?

И лучше бы эта оппозиция требовала чего-то сокрушительного. Но нет, она с ледяным высокомерием вопрошает: а чего еще ждать от власти, которая боится задеть агрессора? Которая не хочет обострять там, где ее могут заподозрить в желании обострить, и потому терпение надо проявлять по всему периметру, раз никто все равно не знает, что кому по соседству взбредет завтра и что послезавтра из этого получится.

Но, кажется, анекдот шагает через границы и горные кряжи. Кажется, Москва тоже взволнована. Что бы о ней ни говорили, есть предел всему, даже неистовому желанию представать перед миром больным человеком и ужасным ребенком. Москве, судя по всему, совершенно не улыбается всеобщее подозрение, что Галуста Саакяна подучила встретиться с Анатолием Бибиловым именно она. По крайней мере на том уровне, на котором эти подозрения могут быть болезненны.

То есть жизнь есть жизнь, люди из конкретного отдела Кремля не больше армянского спикера должны думать о чем-то большем, чем премия за дипломатическое самоутверждение подведомственного им Цхинвали. Но что им, безымянным, Гекуба и скандал? Вопросы зададут людям повыше, и эти люди вынуждены портить праздник невиданного признания югоосетинским товарищам. Только они успели гордо вывесить на официальном сайте сообщение о своем дипломатическом прорыве, как тут же услышали из Москвы знакомое со времен любимого советского кино: «А теперь снимите!»

И всем срочно пришлось осваивать искусство заминать скандал, который обязан разгореться, и так бывает: политическая реальность самым выразительным образом выдает себя по случаю, который, казалось бы, к ней никакого отношения не имеет. Отдельное спасибо Галусту Саакяну. Между прочим, присутствия Анатолия Бибилова в Карабахе никто особенно и не заметил.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG