Accessibility links

Травка раздора


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В Грузии в последнее время стал актуальным давний вопрос – считать или нет преступлением курение марихуаны? Вопрос этот сложнее, чем с героином и прочей мерзостью – с ними по крайней мере все ясно, и спорить не о чем.

Травка – другое дело. У сторонников декриминализации потребления гашиша – миллион аргументов. И то, что травку почти легально курят во всем мире, включая развитые страны. То, что смолить анашу уже давно перестало быть уделом маргиналов и стало частью вполне привычного досуга обычных законопослушных европейцев и американцев. То, что вред от марихуаны едва ли больше, чем от обычной выпивки. Что анаша может навредить человеку только в больших количествах – но тогда можно сажать и за потребление алкоголя.

Звучит все очень убедительно и правильно. Сам знаю пару-тройку человек, которые пару раз в неделю любят покурить травку, и при этом остаются совершенно здоровыми и адекватными людьми. Вся железная логика мира на стороне растаманов. Есть только одно «но». Вся эта логика касается стран передовых и цивилизованных. Где уже давно не в моде наркотики, где в каждом офисе – фитнесс, а по утрам целые города бегают трусцой.

Грузия – страна постсоветская, стало быть, как и у всех народов постсовка, у грузин крыша едет немного не туда. Большинство потребителей наркотиков – как тяжелых, так и легких – вовсе не растаманы и офисные сотрудники. Наркотики в Грузии – это атрибут криминальных понятий. Это не Дженис Джоплин и не Джими Хендрикс, а скорее какой-нибудь Зураб Кутаисский или Гога Сухумский. Поэтому наркотики здесь всегда были куда более опасной проблемой, чем на Западе.

У грузин, как у любой постсоветской, да еще и православной нации, в менталитете слишком много склонности к саморазрушению. Именно поэтому то, что нормально для рациональных голландцев, совершенно неприемлемо для нас.

Есть несколько особо популярных мифов в этой ситуации. Первый: «тот, кто курит анашу, никогда не перейдет на героин или крокодил»... Возможно, это чистая правда в отношении растаманов и приличных людей, которые проводят акции у здания правительства с требованием декриминализации. Но, увы, они составляют лишь небольшую часть потенциальных курильщиков гашиша. Остальные – это полукриминально мыслящие бездельники, которые полностью лишены какой-либо перспективы, не имеющие ни малейшей силы воли. Для них переход от гашиша на тяжелые наркотики – это дело нескольких месяцев.

Неважно что, неважно как: если предмет называется «наркотиком», то это снимает психологический барьер, и после успешной безнаказанной затяжки укол в вену не кажется таким уж особенно страшным.

Еще один миф: как только наркотики перестанут быть запрещенными, исчезнет тяга к ним и их перестанут употреблять. Что ж, возможно, у нормальных и психически устойчивых европейцев все ровно так и есть. Но не для наших с вами сограждан, которые, как правило, катятся туда, куда дует ветер.

Кроме того, не стоит преувеличивать личные качества грузинских наркоманов. Робин Гудов там нет. «Если опасно – то тем более будем» – это не про них. Если опасно – то эти обезьяны первыми бегут, куда глаза глядят...

С этим связан и третий миф, который я особенно люблю: «Силовые методы – это не решение проблемы»... Вот это – нечто особенное. Интересно, откуда это вы, товарищи, сделали вывод, что насилие неэффективно? Ну, возможно на Марсе или под глубоким льдом Энцелада ученые обнаружат форму жизни, в которой насилие неэффективно. Но на нашей бренной матушке Земле насилие вот уже 10 000 лет денно и нощно доказывает свою не только эффективность, но и во многих случаях незаменимость.

Чего уж там далеко ходить: вспомните 90-е годы и начало 2000-х. Сколько нянчились с наркушами: они и больные, и несчастные, и душевно травмированные, и лечили их по всякому, и в Киргизию к Назаралиеву возили, и по монастырям их таскали, и попы их богом стыдили... А реальное снижение уровня потребления наркотиков появилось только после того, как в условиях «кровавого режима» их стали банально сажать на большие сроки... Вано оказался более эффективным борцом с наркопотреблением, чем сам Иисус... А вы говорите: «ах, насилие бесполезно». Еще как полезно.

Таким образом, сейчас мы имеем классическую ситуацию, когда мировой опыт диктует одно, а собственный – другое. То, что является нормой в Амстердаме, может превратить Тбилиси в сущий кошмар. На мой взгляд, декриминализация марихуаны обязательно даст стимул росту потребления – в этом разница между грузинами и голландцами.

В данном случае я на стороне премьер-министра Грузии, который заявил, что категорически против декриминализации. Я не поклонник Гарибашвили, но в этом случае он на 100% прав.

В ходе жесточайшей борьбы в течение девяти лет прошлому правительству удалось отвести страну от края наркотической деградации. Сегодня в Грузии проблема наркомании не превышает среднеевропейский уровень и не несет прямой угрозы национальной безопасности страны.

Это слишком большое и важное достижение, и не стоит рисковать им ради сомнительных экспериментов с травкой...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG