Accessibility links

«Почему проталкивается этот закон?»


Члены Общественной палаты выражали сомнения в том, что особые экономические зоны вообще нужны Абхазии
Члены Общественной палаты выражали сомнения в том, что особые экономические зоны вообще нужны Абхазии

В Общественной палате в Сухуме обсуждался проект закона «Об особых экономических зонах», предложения по внесению поправок в Конституцию и реформированию избирательной системы.

Закон об ОЭЗ в первом чтении уже принят парламентом Абхазии. В Общественной палате была создана рабочая группа, в которую вошли экономисты Заур Шалашаа и Александр Страничкин, а также предприниматель Абессалом Кварчия.

Заур Шалашаа и Абессалом Кварчия в целом одобрили проект.

Александр Страничкин выступил с критикой проекта закона и изложил свои возражения:

«У нас есть Земельный кодекс 1994 года, в котором есть ограничение по передаче земель, и решения по данным вопросам принимает только парламент. Поэтому, когда в нашем законе написано, что правительство выделяет земельный участок, надо понимать, что это в обязательном порядке должно быть согласовано с парламентом. В Российской Федерации и в нашем законе есть запрет на определенные виды деятельности в особых экономических зонах. В Российской Федерации вписано производство подакцизных товаров. У нас это почему-то убрали, а это – вино-водочные и табачные изделия, их ни в коем случае нельзя производить в особых экономических зонах. Потом в нашем законе вписано, что кабинет министров может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в этих зонах. Значит, кабинет министров может ввести новые ограничения. Это значит, что мы меняем правила и можем ухудшить условия для предпринимателя».

«Почему проталкивается этот закон?»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:18 0:00
Скачать

Страничкин обратил внимание на то, что в налоговом законодательстве не прописаны льготы для ОЭЗ, этот пробел надо устранить. Он предупредил о том, что проект потребует серьезных финансовых вложений, так как создание инфраструктуры (дороги, энергетика, иные коммуникации) ляжет на плечи республиканского бюджета, потому что инвестор на пустое место не придет. Страничкин не согласен с тем, что проект допускает розничную торговлю в ОЭЗ. В закон, по его мнению, надо внести норму, запрещающую резидентам ОЭЗ иметь филиалы или представительства за ее пределами, это может привести к тому, что вместо особой экономической будет создана оффшорная зона.

Члены Общественной палаты интересовались тем, какие риски для Абхазии может нести этот проект и как они могут быть преодолены? Как на функционировании особой экономической зоны скажется политический статус Абхазии? Как будет осуществляться контроль за работой этой территории? Они выражали сомнения в том, что такие экономические зоны вообще нужны Абхазии. Если в России этот проект оказался по большей части неудачным, говорили они, то где гарантии, что он будет успешным в Абхазии?

Асида Шакрыл сказала:

«Может, где-то это и работает, но наши знания связаны с Российской Федерацией, и закон, который представлен, тоже переписан с законодательства России. Поэтому мы не понимаем, что происходит. Почему вот так быстро проталкивается этот закон? Тем более что не было сказано ничего о тех опасениях, рисках и анализе, этого не видно, вот это вызывает опасения».

Поскольку проект вызвал бурную дискуссию, разошлись во мнении даже члены рабочей группы, им было предложено собраться, выработать единую позицию и сформулировать конкретные предложения.

Общественная палата выразила свое мнение и по вопросу внесения поправок в Конституцию. Вячеслав Цугба зачитал предложения. Их суть в том, что надо убрать пост вице-президента, внести пятилетний ценз оседлости для кандидата в президенты, сохранить нынешний состав парламента из 35 депутатов и ликвидировать норму неприкосновенности. Конституционному суду необходимо передать право толкования законов и изъять эту норму из полномочий парламента. Кандидатуру премьер-министра, сказал он, надо согласовывать с парламентом, наделить президента правом роспуска парламента, а парламенту дать право объявлять президенту импичмент. Вячеслав Цугба предлагает перейти на смешанную мажоритарно-пропорциональную избирательную систему, ввести отчеты ЦИК парламенту и оплачивать работу председателей и секретарей окружных и участковых комиссий на протяжении двух предвыборных месяцев.

Члены Общественной палаты пришли к выводу, что второй вопрос тоже нуждается в доработке. Все, у кого есть возражения, должны представить их рабочей группе в трехдневный срок, и она выработает на их основе новые предложения.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG