Accessibility links

Парламент урезал полномочия Нацбанка


Теперь контроль за финансовым сектором будет осуществлять юридическое лицо публичного права – Агентство по финансовому надзору. Изменится и порядок комплектования Совета банковского надзора (коллективного управляющего органа новой службы)
Теперь контроль за финансовым сектором будет осуществлять юридическое лицо публичного права – Агентство по финансовому надзору. Изменится и порядок комплектования Совета банковского надзора (коллективного управляющего органа новой службы)

После продолжительного обсуждения в минувшую субботу парламент Грузии большинством голосов утвердил поправки в закон «О Национальном банке». В результате финансовый регулятор фактически лишился функции банковского контроля. По мнению оппозиции, давление на Нацбанк происходит по прямому указанию бывшего премьер-министра Бидзины Иванишвили. Свое негативное отношение к принятому законопроекту выразил и президент Грузии Георгий Маргвелашвили.

80 голосов – за, 19 – против, с таким раскладом в третьем чтении парламент принял изменения, выводящие службу банковского контроля из-под подчинения Нацбанка. Теперь контроль за финансовым сектором будет осуществлять юридическое лицо публичного права – Агентство по финансовому надзору. Изменится и порядок комплектования Совета банковского надзора (коллективного управляющего органа новой службы): если раньше членов аналогичного совета представлял на утверждение парламента президент Грузии, то теперь пять из семи членов будут представляться правительством, еще двое – председателем Нацбанка.

В парламентском большинстве не скрывают своего удовлетворения. Глава финансово-бюджетного комитета парламента Тамаз Мечиаури даже назвал событие историческим. Иной настрой у президента Нацбанка Георгия Кадагидзе, который в своем заявлении для прессы прямо написал о своем разочаровании в парламентариях:

Парламент урезал полномочия Нацбанка
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:10 0:00
Скачать

«Сами авторы не скрывают политического подтекста принятых изменений. Установление политического контроля над банковским сектором таит в себе массу опасностей. За примером ходить далеко не надо, достаточно посмотреть на опыт тех стран, где отсутствует эффективный банковский надзор. У нас наблюдались значительные успехи в этой сфере, но новые законодательные поправки ставят под удар эти достижения», – заявил главный банкир.

Парламентская оппозиция полностью согласна с оценкой Кадагидзе. Общую точку зрения «Нацдвижения» представил депутат Акакий Минашвили:

«Несмотря на строгие рекомендации всех без исключения международных финансовых институтов, большинство принятыми изменениями ставит под удар самый успешный сектор грузинской экономики. И все это происходит в угоду российскому олигарху Бидзине Иванишвили. То ему нравится Нацбанк, то не нравится. После одной передачи, где он раскритиковал президента Нацбанка, началась его травля. Понимаю, что большинство руководствовалось политическим заказом Иванишвили, из-за которого неминуемо пострадают интересы страны», – возмущается парламентарий.

Банковский эксперт Лия Элиава находится среди сторонников принятого парламентом решения. Эксперт не видит никакого риска, но только если функцию банковского надзора будет осуществлять сплоченная команда профессионалов, свободная от политических предубеждений:

«Для властей стало очевидным, что Нацбанк не справляется с одновременным выполнением двух задач. Нацбанк зачастую пренебрегает своими прямыми конституционными обязанностями по осуществлению эффективной монетарной политики в своем стремлении создать дополнительные преференции банковскому сектору страны. Наблюдается совпадение интересов коммерческих банковских структур и руководства Нацбанка, поэтому власти приняли правильное решение, разорвав эту связь. Принятые парламентом поправки по переподчинению службы банковского надзора позволят Нацбанку Грузии осуществлять свои прямые конституционные обязанности», – убеждена Лия Элиава.

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили, который не раз обещал использовать право вето, если поправки все же будут приняты, пока не огласил своего решения. По Конституции Грузии, на раздумья ему отведены 17 дней. Эксперты не сомневаются, что парламенту не составит труда преодолеть президентское вето.

XS
SM
MD
LG