Accessibility links

Увидеть Месси и умереть…


Виталий Шария
Виталий Шария

На днях абхазское общество было вовлечено в дискуссию о весьма неординарном и показавшемся многим громом среди ясного неба событии – посещении группой молодых людей из Абхазии матча за Суперкубок УЕФА между «Барселоной и «Севильей» 11 августа на тбилисском стадионе им. Бориса Пайчадзе. «Девятый вал» негодования по поводу их поступка соседствовал с отдельными высказываниями, где его если не одобряли, то старались понять и объяснить. А также с попытками без эмоций проанализировать природу этого явления.

Но обо всем по порядку. Когда за месяц и больше до этого матча я читал на сайте «Эхо Кавказа» целую серию публикаций о сумасшедшем ажиотаже, спорах и скандалах в Тбилиси вокруг продажи билетов на него (в частности, за двое суток до начала продаж тысячи людей начали выстраиваться в живые очереди за заветными билетами в парке Ваке, но многие простояли зря и стали требовать отчета, куда делись те билеты, которые должны были остаться), мной владели противоречивые чувства. С одной стороны, отношусь к той категории болельщиков, для которых все это видится чем-то странным: что за надобность лезть из кожи, доставая билеты, чтобы увидеть то, что без всякой суеты можно увидеть в гораздо более комфортных условиях – в кресле перед телевизором в комнате с кондиционером?.. Впрочем, прекрасно понимаю, что есть масса людей, для которых смотреть футбол по телевизору – все равно, что, по выражению одного болельщика, нюхать розу в противогазе. А еще для многих очень важен момент самоутверждения, возможность похвалиться перед друзьями, что воочию видел игру самого Месси (которому, на мой взгляд, очень далеко до Марадоны, не говоря уже о Пеле), А с другой стороны, то, что люди выстаивают такие очереди не за хлебом, как в лихие годы, а за зрелищем, – показатель вошедшей в нормальное русло жизни. А еще мудро, конечно, поступили руководители УЕФА, решившие провести этот матч не в какой-нибудь пресыщенной футболом высокого класса западноевропейской стране: и там, конечно, сборы на стадионе были бы гарантированы, но такого бешеного интереса общества, такого выплеска адреналина, пусть и не без сопутствовавших издержек, наверняка не было бы…

Увидеть Месси и умереть…
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:49 0:00
Скачать

Итак, игра состоялась, и 55 тысяч зрителей на тбилисском стадионе были вознаграждены редким по красоте зрелищем – «Барселона» выиграла 5:4. Но ни в тот момент, когда смотрел матч по НТВ, ни раньше, когда читал про билетные страсти в Тбилиси, мне не приходило в голову, что матч этот каким-то боком коснется Абхазии. Между тем на стадионе оказались абхазские болельщики (грузинские СМИ говорят о числе от 10 до 50), поспешившие «с кайфом» выложить соответствующие селфи в интернете, после чего в Сухуме разразился скандал.

В своем заявлении высший совет организации ветеранов Отечественной войны народа Абхазии «Аруаа» назвал произошедшее верхом цинизма. А то, что это случилось накануне Дня памяти защитников Абхазии 14 августа, выглядит, сказано в заявлении, как кощунство и оскорбление памяти погибших, плевок в адрес всего многонационального народа Абхазии. Примерно такой же эмоциональный накал присутствовал в заявлении другой ветеранской организации – «Абааш». Осуждение, хотя и более сдержанное, прозвучало и в интервью, которое дал по этому поводу абхазский журналист и футбольный комментатор Инал Хашиг. Мне запомнились слова в другом интервью – первого вице-премьера правительства Абхазии и футболиста в прошлом Шамиля Адзинба, который назвал их: «эти глупые ребята».

А вот пара цитат из постов интернет-форумчан: «Меня до глубины души затронуло это сообщение – аж мороз по коже! Когда везут больных туда на лечение, обидно, что наша медицина такая бессильная, но родных понять можно – они цепляются за любую возможность сохранить жизнь или здоровье близкого. Но ехать для развлечения!!!»; «Пепел детей, даже еще не родившихся, погибших в вертолете над Латой, не стучит им в сердце? Такие случаи были и раньше. Разве вы не помните, как наши дети встречались с Бурджанадзе, а может и с Саакашвили в начале его президентства? Лечение еще можно как-то понять, но не это. Эта молодежь расписывает надписями мемориал погибшим, ездит в Тбилиси как к себе домой, а мы им потакаем: «Дети, что с них возьмешь?» Надо спросить тогда со старших по полной программе, и если они чиновники, то безжалостно увольнять со службы с волчьим билетом. Чтобы другим неповадно было».

Поясню, что скандал с Нино Бурджанадзе разразился в середине нулевых, когда она была спикером грузинского парламента и встретилась с группой абхазских школьников, отдыхавших в совместном детском лагере с грузинскими, организованном какой-то международной НПО (до лета 2006-го это было весьма популярной практикой «международников»). Тогда было немало публикаций об этом в абхазской прессе. Добавлю также, что уже после того, как разразился скандал с «болением» молодых абхазов 11 августа на тбилисском стадионе, я вспомнил, что в последние годы на тех же интернет-форумах встречались возмущения по поводу нашей молодежи, как ни в чем ни бывало «отрывающейся» в Тбилиси. Но если «золотая молодежь» привыкла там гулять, то почему, собственно, нельзя было предположить, что такие окажутся и на мероприятии, попасть на которое в их кругу наверняка воспринимается, в частности, и как показатель крутости?

В своей интересной аналитической статье работающий в Сухуме журналист Антон Кривенюк рассуждает: «Подробные фотоотчеты в социальной сети о тбилисских встречах и настроении молодых людей доступны каждому желающему. Можно только приветствовать такой уровень открытости. Ребята явно не думают, что делают что-то плохое». Ну, я бы не говорил так однозначно: будто им было невдомек, как воспримут их вояж окружающие в Абхазии, не в параллельном же мире живут. Думаю, что в их поведении было определенное молодежное фрондерство. А еще мне рассказывали такую байку, что они якобы повезли в Тбилиси абхазские флаги, чтобы размахивать ими на стадионе, но когда при входе спросили: «А нам за это ничего не будет?», им сказали: «Да машите, только за любую политическую агитацию по правилам УЕФА – штраф 500 евро». Не знаю, правда это или выдумка, но представляется достаточно правдоподобным.

Приведу еще несколько интернет-комментариев: «Все это должно вылиться в очень серьезное обсуждение. Надо провести серию встреч на ТВ, опубликовать в газетах, привлечь самые широкие слои и осудить раз и навсегда. Поставить точку. Мы не должны поговорить и забыть. Это очень серьезно. Но если подобное произойдет еще раз, вот тогда уже надо будет жестко наказать, не только морально»; «Я лично знаю трех парней и двух девушек, которые были там и не стесняются этого, а, может, даже и гордятся»; «Их, видно, так воспитали в семьях, что они не привыкли себе ни в чем отказывать»; «Это пятая колонна в Абхазии, вот кого стоит опасаться, в Абхазии нужно начать чистку и выявлять предателей, такие нас подведут»; «Вы предлагаете начинать чистку? Нам еще 37-го года не хватало. Учтите, что при тотальных чистках не разбираются, кто виновен, а кто невиновен. Входят во вкус и гребут всех подряд. И вас, уважаемая, могут слегка «почистить».

Одни интернет-пользователи требуют огласить «весь список» этих болельщиков и вопрошают, как они попали на ту сторону, выдавались ли им пропуска СГБ, почему власть не принимает пока никаких мер, а другие говорят, что в идеологической работе запреты и наказания вряд ли помогут.

Любопытны комментарии в Тбилиси. Верен себе лидер «Европейских демократов» Паата Давитая: «Сепаратисты боятся развития Грузии и попадания Грузии в европейскую семью, потому что это будет открытым мессиджем для населения Абхазии… Ежедневно они видят российские танки и вдруг видят в Грузии Месси. Это сравнение, которое пугает сепаратистов». (Мне подумалось, что это, наверное, Паата каждую ночь видит во сне российские танки.) Член «Клуба экспертов» Ираклий Цкитишвили считает, что критики тех, кто приехал в Тбилиси на футбольный матч, тем самым пытаются скрыть свои фобии и зависть. Между тем абхазская молодежь, по его словам, присутствовала не только на футбольном матче в Тбилиси, но и на фестивале электронной музыки GEM Fest в Анаклии.

Помнится, в первые послевоенные годы в своих публикациях я так частенько рисовал оптимальные отношения в будущем абхазского и грузинского народов: как в былые годы, между Тбилиси и Сухумом ежедневно курсируют поезда, ибо любой вменяемый человек предпочтет бесконечной вражде нормальные добрососедские отношения, но последние возможны только на основе сосуществования двух равноправных государств. По прошествии времени выяснилось, насколько эта картинка была иллюзорна. Официальные контакты сторон сошли почти на «нет», грузинская дипломатия старается пресечь любые контакты Абхазии с внешним миром, и в этой ситуации поведение группы молодых футбольных болельщиков действительно выглядит как абсолютно не совпадающее с системой нравственных координат абхазского общества в целом…

Антон Кривенюк в своих размышлениях касается такой вечной темы, как взаимоотношения отцов и детей. Ведь нынешнее поколение 20-25-летних в Абхазии знает о войне начала 90-х только по рассказам старших и, естественно, не может ощущать ее так же остро и эмоционально, как они. Соответственно, для него уже не воспринимаются как табуированные не только посещения Грузии, где у многих есть родственники, но даже и предание таких фактов гласности в интернете.

И вот в некоторых откликах уже звучат тревожные нотки: а как, мол, повела бы себя наша сегодняшняя молодежь в случае войны, оказалась бы она столь же стойкой, как ее отцы и старшие братья в августе 1992 года? Вопрос умозрительный, поскольку «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Кстати, когда я был подростком, минуло как раз лет двадцать после победы в Великой Отечественной войне, и в разговорах взрослых, реальных, а не только литературных разговорах, не раз доводилось слышать подобные рассуждения, причем зачастую скептические. Ведь многим тогда представлялось, что рано или поздно грянет очередная мировая война – между странами НАТО и Варшавского договора, а «молодежь-то ныне уже не та».

Так вот, несмотря на всю умозрительность ситуации, хочу поделиться своим предположением. Я не знаю никого из тех абхазских ребят, которые ринулись в Тбилиси посмотреть «на живого Месси», но, не одобряя, мягко говоря, их поступок, считая очень точной характеристику им, данную Шамилем Адзинба, не думаю в то же время, что в случае угрозы Родине, среди них, так же, как и среди «стиляг» в СССР более полувека назад, оказалось бы меньше патриотов, готовых взять в руки оружие для ее защиты, чем среди остальных представителей их поколения. Ибо одна и та же личность по-разному отвечает на разные предполагаемые жизненные обстоятельства.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG