Accessibility links

Несушек по осени посчитают


Недавно на заседании кабинета министров Абхазии я слушал доклад начальника Управления госстатистики республики Камы Гогия о подготовке к первой в Республике Абхазия сельскохозяйственной переписи, проведение которой намечено на октябрь будущего года. И сразу подумалось, что опыт поколений наших сельчан наверняка будет способствовать настороженности к такому известию нынешних владельцев буренок, пеструшек и мандариновых корней (в Абхазии сейчас около 70 тысяч домохозяйств).

Очень уж вошло это в подкорку у старших поколений за советские десятилетия: если придут что-то пересчитывать на подворье, значит, будут или отнимать, или обкладывать неподъемными налогами. Так что в этой ситуации многие, наверное, «на всякий случай» решат укрыть то, что можно укрыть… И, будто услышав мои мысли, Кама Алексеевна обратилась там же к журналистам с просьбой правильно донести до населения цели и задачи предстоящей сельхозпереписи, чтобы у людей не возникало ложного представления, что это делается для повышения налогов с них. (Это не сведения для проведения продразверстки, пошутил премьер-министр.) Руководству страны просто необходимы достоверные данные о том, чем располагает аграрный сектор.

Легко сказать: правильно донести! Почему народонаселение должно верить на слово как власти, так и журналистам? Да и журналисты, в свою очередь, почему должны верить на слово? К тому же тех людей, у кого существует стойкое недоверие к власти, не только слова, но и реальные аргументы не очень-то убедят.

Несушек по осени посчитают
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:27 0:00
Скачать

Предчувствие не подвело. Через несколько дней ко мне домой явился сосед с возмущениями по поводу грядущей сельхозпереписи, о которой он узнал из телевыступления Камы Гогия. Живет он в частном доме неподалеку, никакой домашней живности, кроме кошки, не держит, есть, правда, фруктовые насаждения; но, может, он больше переживал за сельских родственников? Для него это – однозначно попытка власти «отобрать» что-то у простых людей. Я не стал с ним спорить, а пообещал выяснить всю возможную дополнительную информацию.

Меня и самого интересовало, например, где еще проводятся аналогичные переписи. Читал о такой, проводившейся еще в двадцатые годы прошлого века, в сборнике публикаций знаменитого советского фельетониста Михаила Кольцова. Означает ли это, что они – примета плановой системы ведения хозяйства? Заглянув в интернет, выяснил, что отнюдь нет. Сельхозпереписи проводятся во всех странах мира с более или менее развитым аграрным сектором. В настоящее время в Австралии и Новой Зеландии - каждый год, в Германии и Голландии – раз в четыре года, в США и Канаде – каждые пять лет…

Узнал также, что в России очередная перепись будет проведена аккурат в октябре 2016-го. Ну, вот, подумалось, наверняка у нас решили тоже провести ее, чтобы гарантированно иметь методическую помощь «большого брата». Может быть, если бы начальник статуправления сказала, что в Абхазии будут проводить свою сельхозперепись одновременно с российской, у моего соседа отпала бы версия, что это какая-то каверза нашей власти?

Зайдя сегодня в Управление госстатистики РА, узнал, что Кама Гогия в отпуске. Ее заместитель Лела Качарава пояснила, что на самом деле в управлении давно уже планировали провести сельхозперепись в 2015 году, но из-за прошлогодних политических пертурбаций отложили ее на год и решили синхронизировать с российской.

Лела Качарава в отсутствие своего непосредственного начальника не захотела давать официальное интервью под диктофон. Тем не менее удалось выяснить следующее. Конечно, в управлении знают о недоверии, которое испытывает к сельхозпереписи часть населения, и поэтому здесь планируют провести целый ряд мероприятий, в частности посвященную ей пресс-конференцию. «Ну, а если все же наиболее недоверчивые начнут укрывать свой скот и птицу, или часть их от переписи?» - поинтересовался я. «Ну что ж, – ответила собеседница, – перепись – дело добровольное. Когда мы в 2011-м проводили перепись населения и счетчикам, бывало, по каким-то причинам не открывали двери, те просто уходили».

…Когда летом 2002 года наш знаменитый земляк, номинант на Нобелевскую премию в области литературы Фазиль Искандер единственный раз приезжал в независимую Абхазию, на одной из пресс-конференций, где я присутствовал, он рассказал о таком эпизоде последних лет. Недавно у него в гостях в Москве побывал пожилой родственник из Абхазии, который с восторгом говорил, что теперь у них в селе можно держать столько скота, сколько захочешь.

Вспоминая эти его слова, я не раз думал о том, что теперь проблема в другом: были бы желающие заводить, скажем, такие стада коз, из которых, когда они достигнут тысячи голов, сто нужно было, по древним абхазским обычаям, выпускать в лес?

Но вот недавно прочел в №30 российского еженедельника «Аргументы недели» едкую статью его редактора Андрея Угланова, который задается вопросом: кто напел премьер-министру Дмитрию Медведеву, что на очередном совещании надо призвать сократить поголовье скота и птицы в личном подворье, поскольку это мешает соседям? Уж не министр ли сельского хозяйства России Ткачев? Но это гибельный путь Хрущева, который в свое время решил убить высокими налогами сельское подворье… Сейчас в России держат 19,3 млн крупного рогатого скота, в том числе 9,5 млн коров, 4 млн из них – в личных хозяйствах. Из 19,6 млн свиней и 24,6 млн коз и овец, соответственно, 20 и более 50 процентов – в личных хозяйствах. «Что-то подсказывает, – пишет Угланов, – хрущевский идиотизм подбрасывают как раз представители крупного агробизнеса, которые вновь, как и при Хрущеве, не могут избавиться от своего главного конкурента – частника».

В Абхазии сегодня ни общественного животноводства, как при Хрущеве, ни агрохолдингов нет. И надеюсь, что у правительства хватит ума не душить скотоводов налогами. По сравнению с тем, что происходит сейчас в туристической отрасли, где квартиросдатчиков почти не тревожат, это было бы совсем несправедливо. Никто не говорит, обслуживание туристов – это тоже труд, но скотоводческий – куда тяжелее.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG