Accessibility links

Ловкость рук и ничего более


Про фокусников Эльбрус Джигкаев впервые узнал из фильмов, но встреча с одним из них в реальной жизни в одночасье перевернула его мир
Про фокусников Эльбрус Джигкаев впервые узнал из фильмов, но встреча с одним из них в реальной жизни в одночасье перевернула его мир

Единственный югоосетинский фокусник Эльбрус Джигкаев вот уже 50 лет завораживает цхинвальцев, расширяя границы привычного. Это хобби появилось у него в детстве. Кроме того, Эльбрус работает на одном из самых успешных предприятий республики, а также играет главные роли в Народном театре.

С единственным фокусником Южной Осетии Эльбрусом Джигкаевым я встретилась у него на работе. В обычной жизни он заведующий складом полиграфического объединения. Отдельный кабинет на первом этаже до потолка забит грудами бумаги. Тут же старинный медный чайник, череп с рогами, яркие веревочки, театральные афиши. Пока Эльбрус разговаривает с руководством по телефону, я оглядываюсь по сторонам, пытаясь по деталям интерьера понять мир человека, с которым предстоит общаться.

Эльбрус неспешно начинает рассказывать мне о себе: он переехал жить в Цхинвал из высокогорного села маленьким мальчиком, когда пришло время учиться в школе. Его и сестру опекала тетя, которой родители поручили присматривать за ними. С детства зачитывался нартскими сказаниями, мечтал вырасти и стать героем, который борется со злом и защищает бедных. Про фокусников впервые узнал из фильмов, но встреча с одним из них в реальной жизни в одночасье перевернула его мир. Продолжает Эльбрус Джигкаев:

«Я всегда пытался что-то делать, но тут случайно узнал один профессиональный секрет. Увидел я этот фокус то ли во втором, то ли в третьем классе. Сюда приехал цирк, и когда я вернулся домой, я лег, даже не поел, настолько я был увлечен увиденным. Где-то через три дня разгадал этот фокус. А он был в том, что иллюзионист ставил бутылку с одной стороны, а с другой – стакан, и накрывал их коробками. Потом он стрелял по ним из пистолета, и стакан с бутылкой в итоге менялись местами. В течение месяца мне удалось повторить этот фокус».

Ловкость рук и ничего более
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:35 0:00
Скачать

А вот выйти к публике и удивить всех на сцене, рассказывает Эльбрус, он решился уже в четвертом классе. В арсенале юного фокусника были уже номера и с веревочками, и с летающей палкой, которые он подсмотрел у известных мастеров. Эльбрус вспоминает, что костюм для выступлений ему заменяла обычная школьная форма. Был в его жизни и «звездный час», о котором он до сих пор расказывает с гордостью:

«Когда я был в армии, 27 декабря 1976 года, во Франции был фестиваль фокусников. А 30 декабря к нам в Среднеазиатский военный округ приезжал ансамбль «Березка». На фестивале Акопян взял гран-при за такой номер: он брал бумагу, сворачивал ее в кулек и доставал из него платок. Я разгадал этот номер и решил внести его в программу выступления. Когда я шел на сцену, то служившие у нас армяне, братья Сумбутяны – Ашот и Вартан, посмеялись надо мной: мол, можно подумать, ты лучше нашего Акопяна! А я взял и проделал его (фокус), словно семечки отщелкал».

После этого, вспоминает Эльбрус, Ашот и Вартан признали Акопяна его учеником. А вот к номерам знаменитостей с мировым именем югоосетинский фокусник, как выяснилось, относится скептически. При упоминании Копперфильда он, извинившись, признается, что иллюзионистом его не считает, так как не берет в счет манипуляции со специальной техникой. По той же причине Эльбрусу не нравится фокус с разрезанием человека. Главное в профессии, считает он, это ловкость рук, а не иллюзии. Я тут же вспоминаю про колоду карт, которую предусмотрительно прихватила с собой, и Эльбрус начинает колдовать прямо у меня на глазах.

«А семья как относится к вашему увлечению?

– Хорошо. У меня два сына, но ни один из них не умеет делать фокусы, не знает моих секретов, потому что раскрывать секреты фокусов нельзя, ты должен дойти до этого сам.

– А у сыновей интереса не было?

– Как нет, был, но они не смогли их постигнуть.

– Значит, это им не дано?

– Значит, не дано».

Уже при выключенном диктофоне Эльбрус делится со мной, что не смог разгадать хитростей всего одного номера в мире:

«Я где-то читал, что жил давным-давно фокусник. Он закуривал на сцене сигарету, потом делал из табачного дыма несколько колец и кидал окурок ровно через них в железную банку, которая стояла в конце зрительного зала».

И уже провожая меня в полутьме типографского коридора, выдает свою версию:

«Думаю, что уже в те времена было что-то наподобие электронного пульта управления, вот он и направлял окурок с прикрепленным к нему прибором в ту самую банку».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG