Accessibility links

Ореховая лихорадка


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Разгар орехового сезона в Абхазии ознаменовался введением пошлины на вывоз ореха из страны. Это нововведение вытеснило из общественной полемики даже вопрос о продаже недвижимости иностранцам. «Мера непопулярная, но необходимая», – считают в руководстве Абхазии и добавляют, что вывод из тени экспортируемых из страны сельхозпродуктов значительно пополнит бюджет страны и районов, большинство из которых дотируются из республиканского бюджета.

С 2012 года, когда в Абхазии была отменена пошлина на орех, в бюджет страны не поступило ни одной копейки от экспорта этого сельхозпродукта. Нынешние власти подсчитали, что ежегодно из страны вывозится более 20 тысяч тонн ореха. При этом казна недосчитывается как минимум 200 миллионов рублей.

Инициаторы возвращения пошлины уверены, что с ее введением произойдет выход из тени контрабандного бизнеса на границе Абхазии и Грузии. По официальным данным, 93% орехового бизнеса находится в тени.

Однако против введения пошлины единым фронтом выступили заготовители ореха и патриотические силы, которые расценили пошлину как легализацию торговых отношений с Грузией, в направлении которой сегодня движется основная масса ореха. Эта смычка патриотических сил с заготовителями ореха на самом деле вполне объяснима. Ведь введение пошлины ударило по экспорту ореха, прежде всего, через российско-абхазскую границу, сделав более привлекательным ореховый бизнес на абхазо-грузинском направлении (транзитный путь в Турцию). Дело в том, что при вывозе ореха в Россию груз облагается пошлиной на вывозе из Абхазии и на ввозе в Россию, а при вывозе ореха в Грузию будет платиться только экспортная пошлина. Понятно, что заготовители, работающие на российском направлении, окажутся в худших условиях и, либо сменят географию своих поставок, либо уйдут в тень.

Кроме того, заготовители считают вводимую пошлину крайне высокой. Они предлагают снизить ее с 25 рублей до 5 рублей за килограмм. Чтобы власть лучше поняла их посыл, они, как и их теневые конкуренты, в настоящее время скупают и складируют орех – в ожидании перемен. В итоге экспорт ореха из страны приостановился. За минувшую неделю из Абхазии вывезено всего около 200 тонн: 140 – в Грузию, 50 – в Россию.

Чтобы сломить упорство заготовителей и заставить привыкший к тени бизнес работать «в белую», государству надо принять ряд важных решений. Вероятно, стоит дифференцировать пошлины на разных участках границы. Кроме того, актуален вопрос о соглашении с Россией об отмене ввозных пошлин. Неплохо бы найти и пути прямых поставок ореха в Турцию.

Между тем на пороге следующая «лихорадка» – мандариновая. Наверняка будут проблемы аналогичного свойства. Ведь платить налоги в стране за 20 лет отучились начисто.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG