Accessibility links

Кто будет покупать недвижимость в Абхазии?


Сегодня иностранцы не могут легально приобретать в Абхазии жилье. Сделки купли-продажи недвижимости заключаются, по неофициальным данным их уже около 5000, но все они носят нелегальный характер
Сегодня иностранцы не могут легально приобретать в Абхазии жилье. Сделки купли-продажи недвижимости заключаются, по неофициальным данным их уже около 5000, но все они носят нелегальный характер

Общественная палата Абхазии на расширенном заседании обсудила проблему продажи недвижимости иностранным гражданам.

В дискуссии о легализации продажи недвижимости иностранцам приняли участие депутаты парламента, представители местных администраций и Центра стратегических исследований при президенте. Почти все выступавшие высказались за принятие соответствующего закона. Аргументы против продажи недвижимости негражданам прозвучали только в выступлении Асиды Шакрыл, члена Общественной палаты и сотрудницы неправительственной организации «Центр гуманитарных программ».

Вопрос продажи недвижимости иностранным гражданам дискутируется в абхазском обществе остро и на разных уровнях. Речь идет по преимуществу о гражданах России, не имеющих абхазского гражданства, но желающих легально приобретать здесь недвижимость, что вызывает определенные опасения у представителей коренного населения.

Проблема в том, что сегодня иностранцы не могут легально приобретать в Абхазии жилье. Сделки купли-продажи недвижимости заключаются, по неофициальным данным их уже около 5000, но все они носят нелегальный характер. Продавец, получив от покупателя деньги, выдает ему генеральную доверенность на несколько лет, в соответствии с которой тот владеет и распоряжается своей недвижимостью, но по истечении срока доверенности может ее не продлить, и таких обманутых покупателей, говорят, уже немало.

Кто будет покупать недвижимость в Абхазии?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:44 0:00
Скачать

Открывая дискуссию о перспективах принятия закона о продаже недвижимости иностранным гражданам, секретарь Общественной палаты Нателла Акаба так обозначила существующие в абхазском обществе опасения: «Прежде всего, общество беспокоит вопрос: кто будет покупать недвижимость в Абхазии? Не грузины ли? И все всегда вспоминают высказывание Иванишвили, который обещал, что будет строить в Абхазии жилье для грузинских беженцев, и это очень многих напугало. Смогут ли местные граждане конкурировать с иностранцами в этой сфере, поскольку жизненный уровень нашего населения намного ниже, чем жизненный уровень россиян? Цены могут резко вырасти, что сделает наше жилье совершенно недоступным для местных граждан. Можно ли начать продажу недвижимости при отсутствии в Республике Абхазия земельного кадастра? Не приведет ли легализация продажи жилья иностранным гражданам к изменению демографического баланса в стране, в результате чего коренное население окажется в меньшинстве?»

Нателла Акаба сообщила, что большинство членов Общественной палаты считают, что закон принимать можно в том случае, если минимизировать риски. Например, установить квоты, которые будут утверждаться парламентом или другим органом; продумать систему пополнения бюджета за счет продажи недвижимости; определить города, где можно покупать недвижимость, и запретить продажу ее в селах; определить порядок пребывания покупателей недвижимости в Абхазии, ограничить ее каким-то сроком, если это касается не граждан; создать базу данных потенциальных покупателей и не разрешать приобретать недвижимость нежелательным людям или откровенным врагам нашей страны, для этого необходимо, чтобы работали абхазские спецслужбы; обеспечить прозрачность и доступность всем гражданам информации о сделках с недвижимостью.

Депутаты Народного собрания – парламента РА Сергей Шамба и Георгий Агрба высказались однозначно за разрешение продажи недвижимости иностранным гражданам.

Сергей Шамба сказал: «Единственная страна и народ, которые нас поддерживают, – это россияне. Давайте будем думать, как сделать так, чтобы нам было комфортно существовать друг с другом. Мы видим, что со стороны России, в принципе, делается все, чтобы Абхазия встала на ноги и начала развиваться. Но мы часто хотим, чтобы нам помогали, а сами никаких ответных шагов делать не хотим. Какие-то опасения существуют, как будто нас хотят поглотить. Но вы посмотрите, Южная Осетия просится в состав России, хочет воссоединиться с Северной Осетией, но их не принимают в состав России. Чего же мы боимся, что Россия нас абсорбирует, что ли? Нет таких целей, я вас уверяю! Нам надо сделать какие-то шаги, которые сблизят наши экономические, социальные, культурные, военно-политические взаимоотношения с Россией. Я считаю, что нужно продвигаться еще дальше и углублять взаимное сотрудничество».

Сергей Шамба считает, что нелегальная продажа недвижимости серьезно подорвала отношения с Россией, которые были. Теневые схемы в этой сфере приводят к криминализации общества, и надо узаконить то, что нельзя остановить. А заморозить рынок жилья невозможно. Он дает возможность гражданам получать кредиты и развивать бизнес.

Депутат Георгий Агрба уверен, что закон, разрешающий продавать недвижимость иностранцам, должен быть, а все сделки, заключенные ранее, надо легализовать. Сегодня, чтобы на законном основании приобрести жилье, люди покупают абхазское гражданство. Если будет принят закон, то эта коррупционная составляющая будет снята. Покупку жилья нельзя увязывать наличием гражданства, и она не должна давать привилегии для его получения. Агрба категорически против разделения рынка недвижимости на первичное и вторичное жилье. Он считает это абсурдом.

Член Общественной палаты Александр Страничкин уверен, что закон, разрешающий продажу недвижимости иностранным гражданам, будет способствовать привлечению инвестиций, но он считает, что можно разрешить продажу только первичного жилья. Это даст возможность распределять определенный процент нового жилья среди нуждающихся в нем граждан Абхазии.

Единственное мнение, идущее в разрез со всем сказанным, принадлежало члену Общественной палаты и сотруднице неправительственной организации «Центр гуманитарных программ» Асиде Шакрыл. Она считает, что вопрос продажи недвижимости был «вброшен» в общество без серьезной аргументации и анализа, расчетов никаких нет, зато есть страхи и риски, возможно, во сто крат преувеличенные. А обсуждение вопроса идет на дилетантском уровне и сопровождается многочисленными поверхностными рассуждениями и предложениями.

Она привела в пример государство Лихтенштейн, где существует запрет на продажу недвижимости нерезидентам. А вот в Черногории, где продажа недвижимости была разрешена и ее основными покупателями стали россияне, сегодня говорят о русификации, об изменении демографического баланса.

По мнению Асиды Шакрыл, этот вопрос вынесен на обсуждение преждевременно, так как у нас никто не контролирует криминал, нет соответствующих законов и механизмов, нет даже закона о демаркации границы, а также: «Мы не знаем, какими ресурсами мы обладаем в этой стране, мы не знаем, сколько земли нам принадлежит. А главное наше богатство – это наша земля. У нас нет единого земельного реестра, нет кадастровой карты, схемы территориального планирования нет, отсутствует техническая инвентаризация, какая у нас есть недвижимость, мы не знаем. Мы не знаем, что нам считать особо ценными участками земли, какие земли предназначены для развития сельского хозяйства, цели и назначение прибрежных участков земли, какие участки земли предназначены для строительства, «земли особо охраняемых территорий» – мы определили эти земли? В такой ситуации может ли государство контролировать, регулировать или вообще как-то обеспечить вот этот контроль продажи недвижимости, исходя из национальной безопасности?»

В спор с Шакрыл вступил член Общественной палаты Заур Шалашаа, он не согласился с тем, что всего того, что она перечислила, в Абхазии нет. Закончить свое выступление ей не дали, и она покинула собрание.

Точка зрения Шакрыл не нашла поддержку у ее коллег. Позже Общественная палата сформулирует свои предложения и передаст их парламенту.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG