Accessibility links

2015 год глазами грузинских правозащитников


Недовольство неправительственного сектора вызывают и новые правила содержания осужденных, принятые Министерством по исполнению наказаний и пробации
Недовольство неправительственного сектора вызывают и новые правила содержания осужденных, принятые Министерством по исполнению наказаний и пробации

Среди позитивных изменений в сфере защиты прав человека представители НПО называют принятый в марте этого года «Кодекс правосудия несовершеннолетних». В соответствии с ним делами граждан, не достигших 18 лет, в государстве будут заниматься специальные полицейские, судьи, адвокаты и прокуроры.

Правозащитники единогласно приветствуют и присоединение парламента Грузии к международной организации «Открытое правительство», что способствует большей доступности информации и прозрачности бюджета страны. Говорит Народный защитник Грузии Уча Нануашвили:

«Естественно, есть много сфер, в которых стоит отметить положительные реформы, в том числе, изменения, начатые в прокуратуре, которая стала более независимой. Среди позитивных шагов стоит отметить и разделение Министерства внутренних дел с отделением от него Службы государственной безопасности. Позитива было достаточно много, однако мы, естественно, все же делаем акцент на существующих вызовах».

Среди таких вызовов представители неправительственного сектора отмечают процесс восстановления справедливости, объявленный «Грузинской мечтой» еще три года назад. В этом направлении в Грузии наблюдается полная стагнация, полагает председатель Ассоциации молодых юристов Анна Нацвлишвили:

«Многие международные организации и эксперты подчеркивали, что эта тема остается актуальной в Грузии. Но у властей по сей день не существует политики восстановления справедливости в отношении людей, чьи права нарушались при прежних властях. В этом направлении частично работает специальный департамент, созданный при прокуратуре Грузии. Однако он отличается особой закрытостью и медленными темпами работы».

Исправить положение в этом направлении грузинской общественности пообещал новый главный прокурор Ираклий Шотадзе, избранный Прокурорским советом и назначенный парламентом Грузии. Среди обещанных им новшеств – создание Консультативного совета, который будет работать над изучением законности действий сотрудников ведомства и фактов превышения должностных полномочий прокурорами и следователями. Кроме того, Шотадзе заявил, что в ближайшее время во всех районных и краевых прокуратурах будет проходить день открытых дверей. Тогда граждане смогут встретиться с руководителями отделений и даже главным прокурором, а не представителями служб по связям с общественностью, и задать им вопросы.

Главной же своей целью новый главный обвинитель страны полагает, как и трое его предшественников (которые занимали должность главного прокурора Грузии уже после смены власти в стране), вплотную заняться расследованием нашумевших дел.

Среди таких дел оппоненты правящей коалиции называют громкие убийства Барбары Рафалянц, Эроси Кицмаришвили и Юрия Вазагашвили. Расследование по этим делам прокуратура искусственно затягивает, отмечают представители «Национального движения».

В день назначения Шотадзе на должность прокурора в парламенте Грузии депутаты от меньшинства устроили ему самый настоящий допрос, припомнив ему приведенные выше дела, а также несколько фактов, указывающих, по мнению оппозиции, на политическую ангажированность прокуратуры. В частности, депутат от меньшинства Георгий Вашадзе потребовал от Шотадзе пояснить решение прокуратуры, принятое в отношении трех представителей НПО «Свободная зона»:

«Вы оценили содеянное как тяжкое преступление и потребовали предварительного заключения виновников происшествия, дело же Гвиниашвили – как нетяжкое. Почему?»

«Я не собираюсь сдавать перед вами экзамен по Уголовному кодексу», – сказал Шотадзе. На что незамедлительно отреагировал Вашадзе:

«Вы и не сдадите этот экзамен. То, что вы говорите, указывает на незнание Уголовного кодекса. И именно поэтому вы не заслуживаете быть главным прокурором».

Однако большинством голосов депутатов парламента Шотадзе был назначен новым главным прокурором на шесть лет.

Правозащитники советуют ему обратить особое внимание на дела, касающиеся превышения полномочий в отношении граждан со стороны правоохранителей. Среди подобных прецедентов представители неправительственного сектора особо выделяют факт избиения адвоката Георгия Мдинарадзе сотрудниками полиции. Говорит глава Ассоциации молодых юристов Анна Нацвлишвили:

«Если адвокатам и правозащитникам не будут обеспечены безопасные условия работы, это будет очень плохим сигналом для граждан. Если адвокат, который должен защищать чужие права, сам не чувствует себя защищенным, естественно, и остальные люди не смогут чувствовать себя в безопасности. Пример адвоката Мдинарадзе не первый случай вероятного превышения полномочий со стороны полицейских. В Грузии остро стоит проблема должного реагирования на такие факты».

Особых перемен в этом направлении правозащитники не видят и в тюрьмах страны, где по сей день нарушаются права заключенных. Несмотря на то что за последние годы были сделаны шаги для искоренения пыток, система все еще стоит перед рядом вызовов, сказано в докладе Государственного департамента США, основанного на исследованиях разных местных НПО. Говорит представитель НПО «Центр по правам человека» Нестан Лондаридзе:

«На людей, которые стали жертвами пыток в местах лишения свободы, постоянно оказывается давление. Это делается для того, чтобы они сами опровергали факты пыток. В целях давления, как правило, используется угроза увеличения наказания. Так, заключенных заставляют отказаться от показаний, люди «признаются», что травмы получены «случайно», вследствие падения на пол, например».

Всего в докладе был зафиксирован 21 подобный случай, однако в реальности их гораздо больше, отмечают правозащитники.

Недовольство неправительственного сектора вызывают и новые правила содержания осужденных, принятые Министерством по исполнению наказаний и пробации. Глава этого ведомства Георгий Мгебришвили еще в июле 2015 года объявил об использовании в пенитенциарной системе страны нового метода распределения заключенных по группам, и содержания их в условиях, учитывающих так называемые риски поведения:

«Заключенные, которые постоянно нарушают правопорядок, предрасположены к криминальной субкультуре и создают опасность для прочих осужденных, будут переведены в исправительные учреждения строгого режима. Вместе с тем те, кто ориентирован на скорейшую социальную реабилитацию, будут причислены к низкой группе риска, соответственно, им будут определены более легкие условия содержания. Определять категорию риска будет специальная дисциплинарная группа, которая будет проводить индивидуальные собеседования с отбывающими наказание», – заявил Мгебришвили.

Однако и это решение министерства не вызвало одобрения гражданского общества. Правозащитники, которые долгие годы следят за положением в тюрьмах страны, утверждают, что часто перевод осужденных в другое исправительное заведение заканчивается конфликтом с тамошними заключенными, что не раз приводило к трагическим последствиям. Кроме того, не существует никаких гарантий того, что заключения дисциплинарных комиссий будут справедливыми и обоснованными.

XS
SM
MD
LG